КС урегулирует вопрос дорожного движения
Думская оппозиция объединилась против высоких штрафов для водителей
Конституционный суд (КС) РФ принял к рассмотрению депутатский запрос от членов фракций ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия" в Госдуме, требующих проверить законность действующей редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Депутаты считают, что повышенные штрафы за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), действующие в Москве и Санкт-Петербурге, противоречат Основному закону.
КС принял к рассмотрению инициированный ЛДПР запрос 93 депутатов Госдумы (его подписали также представители КПРФ и "Справедливой России") о проверке конституционности положений ряда статей КоАП. Они предусматривают повышенные санкции за нарушение ПДД в Москве и Санкт-Петербурге.
Поправки, законность которых оспаривают депутаты, были разработаны Госдумой по инициативе столичных властей и введены в действие с 1 июля 2012 года. Идея состояла в том, чтобы повысить штрафы за те нарушения, которые провоцируют заторы: нарушение правил парковки и стоянки, выезд на выделенную полосу. Авторы законопроекта утверждали, что проблема с пробками стоит острее всего в Москве и Петербурге, поэтому для них и нужно установить повышенные санкции — в два-три раза выше, чем в остальных городах. К примеру, за езду по автобусной полосе штраф в Москве составляет 3 тыс. руб., в других городах — 1,5 тыс. руб. В сентябре 2013 года ЛДПР уже пыталась отменить эту норму в Госдуме, ссылаясь на несоответствие Конституции, но законопроект был отклонен по инициативе "Единой России", которая и предложила оппонентам обратиться за оценкой в КС.
По закону о КС для рассмотрения дела в рамках "абстрактного нормоконтроля" (в отличие от жалобы заявителя, чьи права были нарушены применением спорной нормы) необходимо не менее 20% подписей членов депутатского корпуса. В запросе депутатов говорится, что спорные нормы нарушают конституционный принцип равенства перед законом и судом. Принцип равенства прав и свобод закреплен и непосредственно в КоАП. При этом Конституция допускает ограничения прав и свобод федеральным законом лишь в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обороноспособности страны и безопасности государства. Нарушение ПДД, считают авторы жалобы, таким основанием быть не может.
При этом еще в июне 2013 года, выступая в Госдуме, замначальника ГИБДД РФ Владимир Кузин предлагал исключить поправку из кодекса, впрочем, оставив "политическое решение" за депутатами. "ПДД действуют для всех регионов, поэтому не очень корректно вводить разную ответственность на разных территориях",— подтвердили вчера в Госавтоинспекции. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков, в свою очередь, напоминает, что законодатели дали властям Москвы и Санкт-Петербурга год на подготовку парковочного пространства, где водители могли бы хранить машины (не нарушая ПДД), но "ничего сделано не было".
"Особый статус Москвы и Санкт-Петербурга уже сегодня фактически закреплен в Конституции — это города--субъекты федерального значения,— пояснил "Ъ" полномочный представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин.— Поэтому эти города и выделяются в законодательстве, ничего зазорного в этом не вижу". Господин Вяткин заметил, что особые нормы для этих городов действуют не только в области дорожного движения, но и в сфере миграции.
Дата рассмотрения дела в КС пока не назначена. Поскольку в плане заседаний КС рассмотрение предыдущей по очередности жалобы назначено на 4 марта, слушания по запросу Госдумы вряд ли состоятся раньше чем через два месяца.