Генеральная нефтепереработка
Наиль Маганов рассказал о планах «Татнефти»
Новый генеральный директор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов (возглавляет компанию с 25 ноября прошлого года) в субботу провел свою первую пресс-конференцию в этом качестве. На ней он отметил, что продолжит традиции, заложенные предшественниками на его посту и что «„Татнефть“ останется „Татнефтью“» (так он сказал, отвечая на вопрос о возможности поглощения компании, заверив, «предложений для компании (от потенциальных покупателей.—„Ъ“) не поступало»).
Но, похоже, в «Татнефти» уже происходят некие изменения. Наиль Маганов начал пресс-конференцию с того, что лично обошел собравшихся в зале заседаний несколько десятков журналистов, а также сотрудников самой нефтяной компании, расположившихся за длинным столом и по периметру зала, и каждому пожал руку. В дальнейшем он не переставал улыбаться и позволил пресс-конференции перейти из формата «вопрос-ответ» в довольно свободную беседу. Внешние признаки открытости были соблюдены, и это давало надежду, что «Татнефть», которая имеет репутацию информационно закрытой компании, готова стать более доступной для наблюдателей.
Наиль Маганов сообщил, что с его приходом не стоит ожидать пересмотра объемов нефтедобычи — в текущем году они составят 26,17 млн тонн нефти (рост к предыдущему году на 0,3%), и отметил, что при таких уровнях, если не приращивать запасы, нефти может хватить еще на 35 лет. Кроме того, господин Маганов дал понять, что «Татнефть» в своем развитии и впредь будет следовать направлениям, заданным властями республики. Так, компания продолжит освоение месторождений сверхвязкой (битумной) нефти, которое оно начала в 2006 году по настоянию первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Проект из-за своей убыточности не раз находился на грани закрытия, но с получением налоговых преференций (для «Татнефти» установлена нулевая ставка НДПИ на добычу сверхвязкой нефти и льготная экспортная пошлина) компания задумалась о промышленных объемах добычи. Наиль Маганов заявил, что в 2020 году она планирует добыть 1 млн тонн битумной нефти (в прошлом году объем добычи составил 146 тыс. тонн, с начала разработки — 326 тыс. тонн). Достижение миллионного объема обойдется компании примерно в 35 млрд руб., но генеральный директор выразил надежду, что проект в итоге станет рентабельным.
К этому времени НК планирует подготовить техническую базу по переработке такой нефти. Уже в 2015 году «Татнефть» намерена приступить к созданию на площадке «Танеко» опытно-промышленной установки мощностью 50 тыс. тонн в год. В настоящее время ведется ее проектирование.
Второй президент Татарстана Рустам Минниханов также поставил задачу перед «Татнефтью» — проработать вопрос добычи сланцевой нефти, и господин Маганов заверил, что для компании это «не сказочный проект» — она довольно плотно им занимается. Заместитель гендиректора — главный геолог Раис Хисамов пояснил, что «Татнефть» заложила на геологическое изучение месторождений такой нефти в текущем году около 20 млн руб., приступила к исследованиям на территории всего Татарстана и к настоящему уже пробурила скважину в Бавлинском районе, которая позволяет добывать до 10 тонн в сутки сланцевой нефти. «Мы могли бы сегодня поставить на стол бутылку сланцевой нефти»,— сказал господин Маганов и сообщил, что как минимум в ближайшую пятилетку компания не планирует получать сланцевую нефть в промышленных объемах.
Наиль Маганов поделился с журналистами, что пока не принял нового заместителя на темы, которые курировал сам, и признался, что оставил за собой вопросы переработки нефти. Как показалось, интерес журналистов к этим вопросам вызывал наиболее активный отклик господина Маганова. Он с удовольствием доложил, что в первом квартале текущего года на «Танеко» планируется запустить долгожданную первую очередь установки гидрокрекинга, которая позволит НПЗ выпускать моторное топливо, и до конца года — ввести завод автомасел (об этом „Ъ“ писал 14 января 2014 года). Также «Татнефть» не намерена оставлять проект расширения переработки на «Танеко» до 14 млн тонн и ведет переговоры с федеральным центром с целью получить «определенные условия» для его реализации. «Предложения все даны. Они обсчитываются в Минэкономики, Минфине. Надеемся на позитивные результаты»,— сообщил глава «Татнефти».
Он дал понять также, что «Татнефть» завершила агрессивный этап проникновения на розничный рынок автомобильного топлива. «Такого взрывного роста, как мы допускали в некоторые годы — под 120-140 заправок в год — не будет. Будет плавный рост, 25-30 заправок»,— сказал господин Маганов. Он заявил, что в ходе развития сети АЗС компания намерена сотрудничать с «Газпромом» — в части создания газовых заправок и уже предложила концерну несколько вариантов взаимодействия, вплоть до создания совместного предприятия по этому направлению, и в скором времени ожидает его ответа на эти предложения.
Заверил господин Маганов и в том, что «Татнефть» не откажется от своих некоммерческих проектов, в частности, от актива в виде хоккейного клуба «Ак Барс», благодаря которому, по его словам, компания «стала более узнаваемой». При этом он с удовлетворением отметил, что президентом клуба остается бывший гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов. Сам же господин Маганов, по его признанию, более склонен к восточным оздоровительным практикам — занимается китайской гимнастикой цигун. Он призвал всех озаботиться собственным здоровьем — ради себя, своих близких и «всей страны».