Премьера / Театр
Фото: www.rusdram.com.ua
В Национальном театре русской драмы имени Леси Украинки показали премьеру комедии "Д-р" Бранислава Нушича. Это уже вторая пьеса сербского классика в репертуаре театра --12 лет на этой сцене с успехом идет "Госпожа министерша". Правда, как констатирует МАРИНА КОТЕЛЕНЕЦ, по сравнению с предыдущим опытом обращения к драматургии Нушича его сатирические краски в новой постановке явно поблекли.
Новый спектакль в Национальном театре русской драмы поставила Ирина Барковская, известная публике, в частности, как режиссер самых кассовых спектаклей театра — коммерческих хитов Рея Куни "Слишком женатый таксист" и "Слишком счастливый отец". Впрочем, в отличие от легкомысленного англичанина Куни, кажется, не ставящего перед собой иных целей, кроме как вызвать в зале смех, Бранислав Нушич, безусловно, не только виртуозный мастер комедии положений, но и едкий сатирик. А потому в его пьесах смех сочетается с горечью, а искрометная веселость — с жестким сарказмом. Комедия "Д-р" — не исключение.
"Д-р" — это доктор, точнее доктор философии. Вокруг диплома и разворачивается безумная интрига. Богач Живота Цвийович, подобно мольеровскому Журдену, мечтает получить общественное признание, для чего намеревается сделать из своего сына Милорада "великого ученого", а заодно женить его на дочери премьер-министра или, на худой конец, министра путей сообщения. Не имея никаких иллюзий относительно интеллектуальных способностей своего отпрыска, пропойцы и лентяя, предприимчивый отец прокручивает аферу: посылает под именем сына на учение в один из швейцарских университетов бедного талантливого парня Велимира — и вот диплом доктора философии в золотой рамке уже украшает кабинет самодовольного нувориша. Он, впрочем, не знает, что за границей Велимир успел отметиться не только на научном, но и на матримониальном поприще: под чужим именем он женился и даже завел ребенка. И когда господин Цвийович с упоением организовывает помолвку своего Милорада с министерской дочкой, а заодно и с грандиозным проектом трансбалканской магистрали, в его особняк неожиданно заявляется женщина с ребенком, утверждающая, что она его невестка. Из этой интриги замечательный сербский комедиограф выжал все, что только возможно, доведя своего героя до полного умопомрачения.
Однако в постановке Ирины Барковской Животу Цвийовичу безумие ничуть не грозит. Пышнотелый, белолицый, в ореоле светского лоска исполнитель этой роли Сергей Озиряный мало похож на нувориша, тщетно бредящего общественным признанием. Скорее это министры должны искать общества такого удачливого и респектабельного коммерсанта. Его сын Милорад (Артем Емцов) — тоже само обаяние: этот принципиальный гуляка и бездельник высок, хорош собой, пластичен и остроумен. Положительная метаморфоза случилась и дядей Благое — по замыслу автора, пронырливый пройдоха с мафиозными замашками, в трактовке Виталия Овчарова он превратился в элегантного, холеного молодого человека. Искреннюю симпатию вызывает и жена Животы Мара (Ольга Кульчицкая) — очаровательная хлопотунья, занятая исключительно уходом за обожаемым сыном и комнатными растениями. Даже слуги в этом доме красивы и идеально вышколены. В общем, вполне приличная семья, над которой как-то грех смеяться.
Зал, впрочем, наблюдая за чередой происшествий в доме белградского толстосума, не особенно-то и веселится. В основном публика реагирует на неустаревающие авторские реплики. Например, на рассуждения Живота о человеческом предназначении, с которым получается все как-то не по правилам: "Родился трактирщиком, а стал художником, родился балериной, а стал архимандритом, родился разбойником, а стал министром!" Смех вызывает и такая сентенция героя: "Что такое философия? Когда ты не понимаешь, о чем говорю я, а я не понимаю, о чем говоришь ты". В промежутках между подобными ударными репризами, которые актеры подают умело и расчетливо, действие спектакля течет достаточно вяло. О том, что на сцене все же идет комедия, вспоминаешь, пожалуй, лишь при появлении нескольких второстепенных персонажей. Эти посетители дома Цвийовича — самые яркие и гротескные фигуры представления. Речь идет прежде всего о свахе Драге, точно и технично сыгранной Натальей Кудрей, и, конечно, о парочке светских попрошаек, собирающих пожертвования для приюта и непрестанно старающихся перекричать друг друга,— госпоже Спасоевич и госпоже Протич в исполнении Надежды Кондратовской и Нины Нижерадзе. Именно они демонстрируют высший класс игры и доказывают, что персонажей Нушича нужно исполнять ярко, сочно, не страшась фарсовых красок. Стоит только удивляться, почему таким игровым ключом, предложенным замечательными актрисами, не воспользовалась Ирина Барковская для своих общих режиссерских решений. Поступи она подобным образом, и, возможно, "Д-р" выглядел бы намного динамичнее и социально острее, а не казался бы бедным родственником Рея Куни и блеклой копией "Госпожи министерши". Все шансы для этого у него были.