Москва пошла на снижение
Билеты на рейсы из Уфы дешевеют
Авиакомпания «Трансаэро» объявила о выходе на рынок низкобюджетных перевозок на маршруте Уфа–Москва. С января она готова летать на этом направлении почти вдвое дешевле, чем полгода назад. Эксперты считают, что не последнюю роль в действиях перевозчика сыграло сезонное падение продаж авиакомпаний после новогодних праздников, а также планы выхода на рынок дискаунтера «Аэрофлота».
Как отмечается в релизе авиакомпании «Трансаэро», распространенном в конце прошлой недели, с середины января она приступила к выполнению низкобюджетных перевозок из Уфы в московский аэропорт Домодедово. Первый такой рейс прошел при практически стопроцентной загрузке, отмечается в релизе перевозчика. «Трансаэро» — одна из семи авиакомпаний, работающих на московском направлении из Уфы. Она выполняет рейсы на самолетах Boeing 737 и Ту-214, оснащенных эконом- и бизнес-классом. Время в пути, следует из сообщения аэропорта Уфы, у авиакомпании занимает два часа. В релизе отмечается, что низкобюджетный перелет такой протяженности предполагает предоставление пассажирам напитков, сладкого снэка и холодных закусок. Норма бесплатного провоза багажа — до 20 кг.
По информации порталов интернет-продаж авиабилетов, средняя стоимость перелета Уфа–Москва у «Трансаэро» в январе составляет около 7,7 тыс. руб., в начале февраля — 6,5 тыс. В октябре прошлого года, для сравнения, она была на треть выше — больше 10 тыс. руб. Причины, заставившие перевозчика прибегнуть к снижению цен, равно как и информацию о времени действия новых тарифов, в «Трансаэро» оперативно прокомментировать не смогли.
Отметим, что у ряда других перевозчиков, летающих из Уфы в Москву, стоимость авиабилетов еще ниже. Так, авиакомпания Red Wings, возобновившая регулярные полеты в Домодедово на самолетах Ту-214, продает их на своем сайте по цене от 4,3 тыс. руб. в оба конца. Промотариф предлагают и «Уральские авиа-
линии», объявившие о начале регулярных перевозок Уфа–Домодедово с февраля. Компания летает на самолетах Airbus 320, стоимость билета в оба конца — от 6,3 тыс. руб. При этом «Уральские авиалинии», в отличие от «Трансаэро», предоставляют на борту горячее питание.
Полеты в этом направлении выполняют также «Аэрофлот», «Сибирь», «Ямал» и «ЮТэйр», стоимость авиабилета у этих перевозчиков начинается от 8,1 тыс. руб. Уфа также вошла в список городов, куда весной собирается прийти российский дискаунтер «Аэрофлота» — авиакомпания «Добролет». Отметим, что на московское направление из Уфы приходится около 40% пассажирского трафика международного аэропорта Уфы, составившего по итогам 2013 года 2,2 млн человек.
Перевозчики, позиционирующие себя как низкобюджетные, полагают, что действия «Трансаэро» направлены на то, чтобы составить им конкуренцию. «Мы не считаем, что эта акция направлена конкретно против нас, но это, безусловно, форма конкурентной борьбы»,— отметил коммерческий директор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев. В то же время, предположил он, не последнюю роль в смене ценовой политики «Трансаэро» мог сыграть фактор сезонного падения загрузки рейсов после новогодних каникул. В уфимском подразделении авиакомпании «ЮТэйр» в связи с этим заметили, что по окончании новогодних праздников загрузка московских рейсов падает со 100% до 45–50%. Крупные перевозчики от снижения цен не пострадают, полагают в компании: «Не смертельно, если из ста пассажиров рейса на Москву десять предпочтут полететь с „Трансаэро“». Себестоимость перелета Уфа–Москва на Boeing 737-500 собеседник ориентировочно оценил в 5 тыс. руб. в одну сторону при 90-процентной загрузке.
Собеседник в аэропорту Уфы предположил, что снижение тарифа может быть направлено на желание ослабить позиции конкурентов, в первую очередь более мелких авиакомпаний. Источник вспомнил, что аналогичные действия крупные перевозчики предпринимали и несколько лет назад, когда в Уфу заходили дискаунтеры вроде «Авианова», «Скай экспресс», но позже «тарифы крупных игроков снова шли вверх».
Эксперты полагают, что авиакомпании снижают цены, чтобы привлечь внимание другой целевой аудитории и в расчете на общий рост продаж. «Авиакомпании приходят не столько из-за имеющегося спроса на перевозки, сколько в расчете на их существенный рост в среднесрочной перспективе»,— отметил в этой связи ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. По прогнозу председателя всероссийского объединения предпринимателей «Клуб лидеров» Артема Аветисяна, рост продаж на рейсы Уфа–Москва в этом году может составить 7–12%, «поэтому действия „Трансаэро“ вполне логичны». «Они позволят сохранять цены ниже основных конкурентов как минимум в течение полугода, чтобы приучить потребителей. Практика показывает, что если пассажиры привыкнут летать с одним перевозчиком, то продолжают это делать даже после плавного повышения тарифов»,— отметил господин Аветисян.
«„Трансаэро“ традиционно позиционировало себя как премиальный игрок. Теперь, сохраняя свои позиции в дорогом сегменте, авиакомпания делает заявку на присутствие в бюджетном,— полагает глава аналитической службы агентства „Авиапорт“ Олег Пантелеев.— Разница в стоимости этих продуктов пока невелика. Так что говорить, что это радикальный дискаунтер, не приходится. Но снижение цены оправдано в условиях мертвого сезона, так как авиакомпании выгоднее летать с нулевой рентабельностью, но с высокой загрузкой, чем занимать в банках средства на пополнение оборотных средств».