Кабельных операторов тянут в мультиплекс
Абоненты требуют бесплатного просмотра телеканалов
Региональным кабельным операторам становится все сложнее менять пакеты телеканалов и их стоимость по своему усмотрению. Ссылаясь на указ президента РФ, абоненты требуют предоставить им доступ к просмотру телеканалов, входящих в первый мультиплекс (пакет цифровых каналов, вещающих на одной частоте), бесплатно. Требование транслировать первый мультиплекс бесплатно относится к эфирному телевидению, настаивают кабельные операторы, но телезрителей поддерживают Федеральная антимонопольная служба и суды.
О проблемах региональных операторов рассказал вчера вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин на пресс-конференции, посвященной выставке CSTB 2014, которая пройдет в Москве с 28 по 30 января. По его словам, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по жалобам абонентов находит нарушения в действиях операторов, если они не вещают бесплатно общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а суды, как правило, встают на сторону ФАС.
Абоненты ссылаются на указ президента РФ от 2009 года, которым был утвержден состав первого мультиплекса, в который вошли общероссийские обязательные общедоступные телеканалы. Изначально это "Первый канал", "Россия 1", "Россия Культура", "Россия 2", "Россия 24", НТВ, "Пятый канал", "Карусель". В 2012 году в список добавили "Общественное телевидение России", а в апреле 2013 года — "ТВ Центр". По указу президента эти каналы являются обязательными для распространения на территории страны и бесплатными для потребителей.
Но теперь, при формировании новых телепакетов и особенно повышении их стоимости, кабельным операторам указывают на гарантированное решением президента РФ право смотреть телеканалы первого мультиплекса бесплатно. В частности, с такой проблемой столкнулись "Уралсвязьинформ" (сейчас компания присоединена к "Ростелекому") и вещающий в Смоленской области кабельный оператор "Орбита плюс". В одном из случаев ФАС посчитала, что оператор нарушил закон "О конкуренции", навязывая абоненту условия договора, невыгодные для него: увеличение пакета каналов с 16 до 60 при росте абонентской платы с 50 до 200 руб. в месяц. В другом оператор предложил абонентам перейти на расширенный пакет, а тем, кто не согласился, закрыл доступ ко всем телеканалам, в том числе общедоступным. Суд не принял во внимание, что у оператора нет технической возможности трансляции таких каналов отдельным пакетом, посчитав, что это противоречит законодательству и выданной компании лицензии на услугу связи для целей кабельного вещания. В решении суда отмечалось, что оператор должен "осуществлять в эксплуатируемых им сетях связи трансляцию обязательных общедоступных телеканалов в неизмененном виде за свой счет".
"В указе президента кабельные операторы не упоминались, но в 2010 году были внесены поправки в закон "О связи", которые ввели понятие "общероссийские обязательные общедоступные телеканалы" и закрепили, что их распространение должно производиться без взимания платы с вещателей и абонентов. После этого у операторов начались проблемы",— отмечает юридический советник АКТР Елена Гультяева.
По мнению Михаила Силина, чтобы защитить операторов, необходимо, чтобы в "Правилах оказания услуг связи" была предусмотрена возможность оказания услуги "доступ к сети". В этом случае операторы смогут брать с абонентов деньги за эту услугу, а сами каналы предоставлять бесплатно.
По словам директора по фиксированному бизнесу и ТВ МТС Дмитрия Багдасаряна, требование бесплатно оказывать услуги от абонентов единичны. Начальник отдела обеспечения телевизионного контента "Вымпелкома" Марина Левочкина отмечает, что "для повышения лояльности абонентов" компания предоставляет доступ к первому мультиплексу даже в случае "финансовой блокировки" по услуге доступа в интернет. У ГК "Акадо" судебных прецедентов также не было. "Но проблема актуальна, так как влияет на взаимоотношения между операторами и клиентами, вводя последних в заблуждение по составу услуг",— отмечает руководитель пресс-службы "Акадо" Денис Рычка.
Среди крупных операторов, которые столкнулись с подобной проблемой, по словам Михаила Силина, "Ростелеком". В компании это не комментируют. Источник "Ъ", близкий к оператору, согласился, что вопрос требует более четкой регламентации. По его словам, сейчас идет обсуждение вопроса с регулятором, но окончательной формулировки нет. В Минкомсвязи подтвердили, что готовят изменения в нормативные акты, которые решат проблему, но, когда они будут приняты, не сообщили.