Искусство поздравлять
Юбилей Ольги Моисеевой в Мариинском театре
Мариинский театр отметил юбилей Ольги Николаевны Моисеевой. Вместе со зрителями балерине и педагогу-репетитору аплодировала ОЛЬГА ФЕДОРЧЕНКО.
Ольга Моисеева — балерина знаменитой вагановской школы, она протанцевала на ленинградской сцене 26 лет (1947-1973) и исполнила весь основной классический и современный репертуар. Особенно хореографы ценили ее дар насыщать абстрактную лирику драматическим содержанием. К сожалению, единственной полноценной премьерой, исполненной в первом составе, в творческой судьбе Ольги Моисеевой стала лишь Мехмене Бану в "Легенде о любви". Впрочем, недостатка в премьерах не испытывали ее ученицы Галина Мезенцева, Алтынай Асылмуратова, Ирма Ниорадзе, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова — две последние поздравили любимого педагога танцем со сцены.
Гала-концерт в честь 85-летия балерины и педагога порадовал неутомительной насыщенностью — "Кармен-сюита" и дивертисмент. Весь вечер на подмостках провела Светлана Захарова — прима Большого театра, проложившая путь на Москву из класса Ольги Моисеевой. Госпожа Захарова, находящаяся на пике форме, станцевала Кармен, выступила в двух номерах дивертисмента (па-де-де из "Корсара" и "Revelation") и произнесла поздравительную речь, в которой предсказуемо призналась в любви к Ольге Николаевне (было бы странно, если бы это не прозвучало). Говорила госпожа Захарова гладко, правильно и ровно, как и танцевала. Эксклюзивное тело ее Кармен было вне конкуренции. В па-де-де из "Корсара" особенно запомнилась восхитительная сиреневая пачка. В номере "Revelation" балерине чрезвычайно шел шиньон из длинных вьющихся волос, серый стул также выгодно оттенял античную красоту госпожи Захаровой и был очень удобен для страданий в положении сидя, полулежа и лежа. Взаимоотношения примы-балерины Большого театра с партнерами определял жест Кармен — призывный хлопок по бедру, словно команда "К ноге!"; мужчинам оставалось лишь слушаться приказаний — спорить с депутатами Государственной думы (пусть даже и бывшими) себе дороже.
В "Кармен-сюите" в партии Хозе вышел солист Большого театра Денис Родькин. Он-то как раз осмелился поначалу игнорировать властные требования партнерши. Особенно удалась ему первая часть балета, в которой Хозе с печоринской непроницаемостью и высокомерием на корню пресекал эротические поползновения, выражая презрение и неодобрение асоциальному образу жизни Кармен. Предложенная трактовка была цельной и состоятельной, только вот эволюция Хозе из бездушного вояки во влюбленного щенка совершилась где-то за кулисами, лишив зрителей удовольствия засвидетельствовать танцевальное развитие этой прелюбопытной интриги.
Второй акт составили семь номеров и торжественные речи. Сначала заведующий балетной труппой Юрий Фатеев, рассказав о творческом пути госпожи Моисеевой, закончил спич загадочной фразой: "Пока это искусство будет живо, мы с вами, Ольга Николаевна, всегда будем вместе!" Потом шли поздравления танцевальные. Новое приобретение Михайловского театра — Кристина Шапран (в ложе бельэтажа были замечены Владимир Кехман и Михаил Мессерер) — с трогательной доверчивостью исполнила миниатюру "Павлова и Чекетти", выразив танцем благоговейное отношение учениц Моисеевой к своему педагогу. Редкую пластическую свободу и раскованность можно было наблюдать у Сергея Полунина, вышедшего в шлягерном "Буржуа". Безупречная Виктория Терешкина в паре с Владимиром Шкляровым изобразили наивность в лучезарном баланчиновском па-де-де на музыку Чайковского. Жизнеутверждающий шедевр советской хореографии "Вешние воды" в манере победителей Олимпийских игр станцевали Ирина Перрен и Марат Шемиунов, который явно достоин вакантного титула "король поддержки" — от его манипуляций партнершей на одной руке захватывает дух. Ульяна Лопаткина, начавшая театральную карьеру в классе Ольги Моисеевой, поднесла оммаж в виде "Русской" Касьяна Голейзовского: кокошник, сарафан, длинная коса, поясные поклоны — все свидетельствовало о высочайшем уровне духовности на сцене и в зале. Госпожу Лопаткину дружно вызвали три раза, а заход на четвертый прервал Игорь Зеленский в голубых шароварах, появившийся для исполнения дуэта из "Корсара". 45-летний танцовщик блестяще аккомпанировал госпоже Захаровой и расчетливо-прижимисто распределял силы в вариации и коде. За проявленное усердие удостоился теплых слов от героини вечера: "Игорь, я тебя поздравляю! Ты так летал!"
В финале гала-концерта Ольга Николаевна Моисеева пожелала зрителям "таких спектаклей, на которые билетов не достать". Пожелание было актуальным: уже дней за десять до праздничного вечера билетов в продаже не было.