"В Русском музее хранится и выставлен сейчас первый "Красный квадрат" и "Черный"
До 3 февраля в Петербурге, в Государственном Русском музее действует уникальная экспозиция "Казимир Малевич: до и после квадрата", напоминает Дмитрий Буткевич. На выставке представлено более 100 картин, которые дают возможность проследить творческий путь художника и увидеть его самые известные работы. Ради такого стоит посетить Северную столицу, хотя бы на сутки, уверен арт-обозреватель.
Уже меньше двух недель осталось у вас, чтобы увидеть прекрасную "персоналку" Казимира Малевича в Государственном Русском музее, в Корпусе Бенуа на набережной Грибоедова. 3 февраля она закрывается, и, насколько я знаю, в Москве показываться не будет. Так я, например, специально сгонял в Питер на сутки, чтобы увидеть эту уникальную экспозицию. "Казимир Малевич: до и после квадрата"; более 100 картин, рисунков, костюмов и фарфора из коллекции Государственного Русского музея — крупнейшего в мире собрания работ основателя супрематизма, ниспровергателя основ старого искусства и родоначальника искусства новейшего времени. Кроме того, самого дорогого русского художника, родившегося и умершего в России: 1879, Киев — 1935, Ленинград. Его картина "Супрематизм " 1916 года была продана в 2008 за $60 млн. Замечу еще, что предыдущая крупная экспозиция работ Малевича была представлена там же в 1988 году. А до этого ничего подобного в Советском Союзе вообще не было. Так что, все мы ограничивались отдельными "картинками с выставок", книжными, а позже интернет-иллюстрациями. Посмотрите, наконец, живьем-- не пожалеете!
Экспозиция, как явствует из названия, выстроена по хронологии. Первые работы, начиная с середины 1900-х, то нежно-импрессионистические, то жестко-кубистические, то грубо-примитивистские. Поиск... Затем — сближение с футуристами, создание оперы "Победа над Солнцем" (декабрь 1913), где Малевич делал костюмы и декорации. Здесь впервые появился образ Черного квадрата, который заслонял оранжевый диск Солнца, символизируя победу активного человеческого творческого разума над пассивной формой природой, — нового над старым искусством.
В середине 1910-х рождается чистый геометрический супрематизм. На выставке 1915 года "0.10" Малевич выставляет 39 супрематических картин, в том числе "квадраты" — черный и красный. В Русском музее хранится и выставлен сейчас первый "Красный квадрат" и "Черный", датированный 1923 годом. Наконец, вещи 1928-34 годов, последние работы Малевича, вернувшегося к супрематизму в фигуративном варианте, решавшего социальные сюжеты с позиций своей теории. "Крестьянки", "Спортсмены", "Красная конница".