Штурмуют все
Спецкор "Ъ" оказался на линии огня между украинскими протестующими и спецназом
На Украине вчера вступили в силу законы, вводящие серьезные ограничения на участие в митингах, распространение информации в сети и осуществление политической деятельности на зарубежные гранты. Сразу после этого спецназ начал зачистку улицы Грушевского в Киеве, на которой с воскресенья шли столкновения протестующих с силами правопорядка. За тем, как все происходило, наблюдал спецкор "Ъ" ИЛЬЯ БАРАБАНОВ.
Вдоль коридора на пятом этаже здания профсоюзов, где расположился штаб радикального крыла оппозиции — "Правого сектора", члены которого и воюют с силовиками, на матрасах спят активисты, ожидая своей очереди отправиться на баррикады. Ближе к выходу в сумках и ведрах сложены бутылки с готовыми "коктейлями Молотова", которые активисты перед тем, как выйти, раскладывают по рюкзакам. Одна из таких вооруженных групп остановила меня на углу Европейской площади и Грушевского:
— Отдай зажигалку.
— У меня одна.
— Ну нам же не для курения, а для других интересных целей,— объяснил смысл экспроприации активист.
Ближе к трем часам ночи до того относительно спокойная обстановка на улице Грушевского резко накалилась. Сначала протестующие предложили бойцам внутренних войск и "Беркута" перейти на их сторону, а когда те предложение проигнорировали, в них полетели камни, петарды и "коктейли Молотова". Силовики в ответ начали стрелять. Остановить насилие пытались несколько пришедших со стороны Майдана священников, вставших между баррикадами и стражами правопорядка. Они держали кресты, иконы, читали молитвы, но в какой-то момент на них перестали обращать внимание.
Первый "коктейль Молотова" до строя бойцов чуть не долетел, второй попал в милицейский щит. Наконец один из снарядов разрезал огнем живую цепь, один из солдат загорелся. Тушить его бросились коллеги и помогавший священникам мужчина с двумя иконами в руках. Протестующие встретили свой успех радостными криками.
Правоохранительным органам на улицу Грушевского за день до того привезли мощный прожектор, которым начали слепить митингующих. Неудачно брошенные теми снаряды и петарды милиционеры отправляли обратно. Потом они открыли по баррикадам огонь.
— Пригнись, подстрелят,— случайный сосед опрокинул меня на почерневший за дни столкновений снег.
Рядом, укрывшись за остовом сожженного автобуса, мужчина лет 40 долго пытался поджечь новую бутылку с бензином.
— За что я здесь стою и рискую — я понимаю. За что эти бойцы стоят — этого не возьму в толк,— говорил он, ни к кому конкретно не обращаясь.
Два человека в итоге были застрелены. Ближе к пяти утра в протестующих полетели и светошумовые гранаты.
Пока одни оппозиционеры пытались отбивать атаку, другие невозмутимо занимались привычным делом: разносили чай, прочищали сток, чтобы вода из водометов не превращала улицу в каток, а стекала к Европейской площади.
К утру силовики заняли первую линию баррикад и на какое-то время на ней остановились. К окончательной зачистке улицы Грушевского они приступили вскоре после полудня. Расчищая себе путь гранатами, они заняли баррикады, после чего погнали толпу в сторону Европейской площади и майдана Незалежности. Отстающих подгоняли дубинками.
На Майдане в этот момент начали готовиться к штурму: перекрывались проходы на площадь, за баррикадами строились в колонны вооруженные дубинками мужчины. Часть колонн уходила на помощь митингующим, продолжающим бои на Грушевского, куда к тому моменту подогнали БТР.
Бойцы внутренних войск и "Беркута" несколько раз атаковали протестующих, но, догнав их до Европейской площади, всякий раз возвращались на позиции к опустевшим баррикадам. Остановить продвижение силовиков митингующие попытались, перекрыв улицу автомобильными шинами, которые подожгли. Сквозь окутавший улицу черный дым они продолжали метать "коктейли Молотова" и петарды, но до бойцов они не долетали.
На вечер среды на Майдане была намечена многотысячная акция, посвященная Дню соборности. В этот день 95 лет назад было объявлено об объединении Украинской Народной Республики и Западно-Украинской. И в спокойные годы на акции националистов в этот день выходили тысячи, поэтому мало кто верил, что накануне праздника силовики отважатся на зачистку. Лидеры "Правого сектора" ждали, что главные столкновения произойдут в ночь на четверг. Вчера же вечером они не исключали, что ночью спецназ пойдет на решающий штурм.
К тому же силовикам разрешили использовать аэрозольные гранаты "Дрейф-2" , светозвуковые "Пламя-М", " Факел-С", "Заря-2" и ручные дымовые гранаты "Сирень-3". С таким арсеналом и с помощью БТР силовикам не составит труда в считаные часы взять штурмом и зачистить Майдан.