Восходящее солнце
Японский виски Suntory
Их гигантские стенды на парижской Whisky Live в сентябре прошлого года были как раз друг напротив друга — две главных марки японских виски Nikka и Suntory представляли свой взгляд на мир крепких напитков. Менеджеры в кимоно с одной стороны и в европейских "белый верх/черный низ" с другой зорко отслеживали бурлящее движение публики между конкурирующими бутылками. Посетители пытались решить нерешаемое — чьи виски интереснее, или хотя бы чья стилистика им нравится больше.
Одна из двух главных марок японского виски Nikka появилась в Украине первой, лет пять назад — и с ней связано наше понимание японского вкуса. В Suntory лишь недавно обратили внимание на наш рынок — и это неоправданное промедление со стороны компании: в Японии конкурируют четыре больших и два десятка мелких производителей, причем Suntory — это 70% рынка, а Nikka — 15%. Главное различие между ними, как подчеркивают в Suntory, в том, что у их виски самый настоящий вкус, они не подражают шотландцам. Действительно, основатель Nikka Масатака Такетсуру обучался вискикурению в Шотландии, свой первый бленд в Японии составил в 1924 году, а спустя 10 лет начал строительство своей винокурни на Хоккайдо. Но в 1923 году он руководил постройкой первой винокурни "Ямадзаки" компании Suntory, названной в честь основателя-новатора Тори Шинджиро. Это он, вопреки мнению окружения, решился на производство неродного для страны напитка — и не прогадал. В 1960-х мир наконец распробовал японские виски, и на волне успеха в 1973 году Suntory построила вторую винокурню, "Хакушю". Первая находится среди шикарного влажного леса — когда-то основатель японской чайной церемонии, обнаружив отличный источник воды, построил здесь чайный домик. Вторая — в японских "Альпах", на высоте 700 м над уровнем моря. Здесь любят отметить, что ни одна шотландская винокурня не расположена в таком красивом месте, а местная вода мягче Evian более чем в два раза. Но намного важнее производственные различия. В Suntory применяют разнообразных размеров и форм перегонные кубы, а также пять видов бочек для выдержки, в том числе с двух собственных бондарен (180-литровые баррели из-под бурбона, 230-литровые бочки из американского дуба и 480-литровые из-под хереса — из американского дуба и японского мидзунара). И в силу климатических особенностей виски здесь созревает быстрее. Утверждают, что шотландские спирты последние 30-40 лет тут не применяют, хотя компании принадлежит айловская винокурня Bowmore. Раньше действительно у них не хватало своих материалов — и достаточно важное отличие местных виски от шотландских в том, что в японском купаже гораздо меньше разных спиртов. Национальное восприятие, не одобряющее резкой и концентрированной органолептики, вносит свою лепту.
Самый продаваемый виски в Японии с 1937 года, с момента начала его выпуска — Suntory Kakubin (40%), это название дали ему покупатели по "черепичной" форме бутылки. Основой бленда служат дистилляты, выдержанные в баррелях из-под бурбона 7-8 лет. В аромате доминируют сладкая ваниль и фруктовость. Вкус мягкий, освежающий, спокойный, с суховатым финишем. Чистые впечатления с логически оправданной древесностью и мускатной пряностью. Достаточно выразительный, мужской напиток.
Еще один популярнейший бленд — Suntory Old Whisky (43%), бутылка выполнена в стиле японской лаковой миниатюры. Производство начато в 1940 году, но выход на рынок из-за войны был отложен на 10 лет. Его основа — 12-летние спирты, выдержанные в хересной бочке. У этого виски сильный и насыщенный сладковатый аромат, мягкий сладковато-фруктовый вкус, глубокий и приятный. Долгое послевкусие и впечатления спокойного и доброжелательного напитка.
Какова японская традиция употребления виски? Можно пить со льдом или водой — от нескольких капель до полстакана, как вам нравится. А можно и с гастрономией — с рыбой, мясом. У этих виски достаточно универсальные вкусы.
Около 10 молтов с 1984 года соединены в Suntory Yamazaki Single Malt 12 YO (43%), так что его правильнее называть vatted malt. В выдержке участвуют бочки из дуба мидзунара, и именно они обеспечивают ноты лакрицы, сандала, сладких пряностей в аромате и вкусе, обрамленном тональностью сухофруктов в меду. У напитка зрелый вкус с приятной древесностью, мягкий и легкий в ощущениях. Последние 15 лет в десятке практически любого мирового рейтинга виски по крайней мере одна позиция — обязательно японская. Статистика мировых продаж ставит японскую "воду жизни" на второе-третье места наравне с бурбонами, отдавая первенство лишь скотчам. А победное шествие по конкурсам и выставкам начал именно этот виски.
Не менее титулован и Suntory Hakushu Single Malt 12 YO (43%), чье производство начато в 1994 году. У него нежный и изящный аромат с нотами свежей зелени, яблок, бодрящих сухофруктов, сливок и сладковатого дыма — очень характерная особенность. Зерно для него солодят в Шотландии, отсюда и дымчато-древесная тональность в послевкусии. Нежный, сладковатый, тонкий виски — по сравнению с Yamazaki Single Malt 12 YO он еще более легкий и свежий, и именно его предпочитают за границей.
Из 36 тщательно отобранных односолодовых виски, выдержанных на "Ямадзаки" в американском дубе и в мидзунаре более 17 лет, составлен Suntory Hibiki 17 YO (43%) . "Хибики" в переводе означает "гармония", что призвано отразить совершенное сочетание элегантного вкуса и аромата этого виски. У него четко выраженный дымчатый аромат с нотами тропических фруктов и сладкой ванили. Благородный и утонченный вкус, который сложно, да и не нужно раскладывать на составляющие. Виски для сольного наслаждения, которому, впрочем, не повредит компания черного шоколада или сигары.
Цены: Suntory Kakubin (0,7 л) — 199 грн, Suntory Old Whisky (0,7) — 240 грн, Suntory Yamazaki Single Malt 12 YO (0,7 л) — 850 грн, Suntory Hakushu Single Malt 12 YO (0,7 л) — 950 грн, Suntory Hibiki 17 YO (0,7 л) — 1490 грн.