Уголовная безответственность
Слухи об отзыве у банков лицензий пока не признаны клеветой
Пресечь распространение слухов о скорой кончине банков — а такая практика получает распространение в регионах на фоне расчистки банковского рынка регулятором от сомнительных и неустойчивых игроков — с помощью правоохранительных органов не так-то просто. Первая же попытка возбудить дело о клевете, предпринятая в Екатеринбурге Банком24.ру, потерпела неудачу. У него остаются другие возможности — но уже без вмешательства полиции.
Как сообщили источники "Ъ" в УМВД Екатеринбурга, сотрудники отдела полиции N5 отказали в возбуждении дела о клевете (ст. 128.1 УК РФ) по факту распространения менеджером одного из банков в Екатеринбурге ложных электронных сообщений о возможном отзыве лицензии у Банка24.ру в декабре этого года. "Если у вас и ваших близких и друзей есть вклады и счета, срочно переводите денежные средства",— отмечалось в них. C соответствующим заявлением в полицию обращался и. о. председателя правления Банка24.ру Борис Дьяконов. Об этом он сообщал на своей странице в Facebook. Впоследствии портал JustMedia.ru передавал подтверждение полицией этого обращения. Правда, исходило оно от ГУ МВД по Свердловской области. "Впоследствии расследование этой ситуации было спущено в отдел N5",— пояснили источники "Ъ".
Полицейские нашли распространителя писем — менеджера местного филиала Русфинанс-банка. "В ходе доследственной проверки было установлено, что электронные письма рассылались сотрудницей этого банка",— рассказал источник "Ъ" в полиции. Однако состава преступления в его действиях правоохранительные органы не обнаружили. "Это была деловая переписка с партнерами, а не массовая спам-рассылка. С точки зрения уголовного права, публичного распространения ложной информации (а именно в этом случае к расследованию ситуации можно привлечь правоохранительные органы.— "Ъ") не было, так как рассылка осуществлялась только в адрес партнеров менеджера банка",— уточнил собеседник "Ъ".
Таким образом, единственная ставшая известной попытка одного банкира привлечь к уголовной ответственности другого за клевету закончилась ничем. Банкирам такая ситуация оптимизма не внушает. На фоне расчистки рынка от сомнительных и неустойчивых игроков, затеянной новым руководством Центробанка, подобного рода рассылки стали далеко не единичными, особенно в регионах. Урегулированием ситуации даже озаботились на уровне центрального аппарата ЦБ. В декабре воронежский главк ЦБ впервые выступил с официальным опровержением слухов о возможном отзыве лицензии у Московского Индустриального банка, чей воронежский филиал столкнулся с массовым бегством клиентов на фоне негативных слухов (см. "Ъ" от 20 декабря 2013 года). А буквально через несколько дней первый зампред Банка России Алексей Симановский заявил, что считает целесообразным ввести уголовное наказание за распространение ложных слухов о банках (см. "Ъ" от 23 декабря). Такой законопроект в настоящее время разрабатывается депутатами.
Впрочем, возможности пострадавшего банка привлечь клеветников к ответственности после отказа полиции возбудить уголовное дело не исчерпываются. "Дело в том, что у статьи 128.1 УК РФ "Клевета" несколько частей. По части второй — если клевета распространялась публично — расследованием ситуации занимаются правоохранительные органы, и в данном случае их отказ возбуждать дело был правомерен",— указывает председатель московской коллегии адвокатов "Международное партнерство" Татьяна Проценко. Однако, добавляет она, следователь должен был разъяснить потерпевшему его право на обращение в мировой суд с заявлением по той же статье, но уже ее первой части (непубличное распространение клеветы.— "Ъ") в порядке частного обвинения. Правда, в этом случае пострадавшее лицо само должно найти обвиняемого обратиться в суд и доказать его вину.
Кроме того, продолжает госпожа Проценко, следствию необходимо было выяснить, не пользовалась ли сотрудница Русфинанс-банка своим служебным положением для рассылки писем (часть 3 статьи 128.1 УК РФ). "В этом случае надлежащим способом защиты деловой репутации будет обращение в арбитражный суд с требованием опровержения распространенной информации",— пояснила старший юрист санкт-петербургского офиса Vinder Law Office Алиса Ромашечкина.
Что именно намерен делать теперь Банк24.ру, пока неясно. "Официальных отказов в банке нет, поэтому комментировать пока нечего. Я подписал более десяти заявлений в различные инстанции по разным фактам распространения недостоверной информации о банке",— сообщил господин Дьяконов. В полиции не стали уточнять, проводилась ли доследственная проверка по прочим его заявлениям. Руководитель екатеринбуржского филиала Елена Герд отказалась от общения, порекомендовав обратиться в головной офис. Там телефоны пресс-службы вчера вечером не отвечали. На запрос "Ъ", направленный в головной офис по e-mail, реакции вчера тоже не было.