Госдума по-прежнему делает ставку на силы
Депутаты отказались отменить транспортный налог
Госдума вернулась к обсуждению возможности отмены транспортного налога. Вчера парламент отклонил законопроект, снимающий налоговое бремя с владельцев автомобилей мощностью до 150 л. с. Депутаты полагают, что такой шаг снизил бы социальное напряжение среди граждан "с невысокими доходами". Ранее к постепенному отказу от транспортного налога призывал и президент Владимир Путин. Однако в "Единой России" считают, что регионы должны сами определять судьбу налога: выпадающие доходы в бюджетах субъектов компенсировать никто не будет.
Законопроект, который рассматривала Госдума, предполагает изменения Бюджетного кодекса РФ. Депутаты от ЛДПР Сергей Катасонов и Дмитрий Савельев предложили освободить от уплаты транспортного налога владельцев автомобилей, мощность двигателей которых не превышает 150 л. с.
Напомним, транспортный налог зависит от мощности двигателя еще со времен СССР. В 2010 году Белый дом начал разрабатывать схему по замене налога акцизами на топливо (налог и акцизы формируют дорожные фонды). В 2011 году были приняты поправки в Бюджетный кодекс: базовые ставки налога уменьшены вдвое, а региональным властями разрешили
десятикратно менять их в сторону увеличения или уменьшения. Тем не менее правом уменьшить ставки воспользовались всего 7 субъектов федерации. Что касается акциза на топливо, то более 70% сборов идет в региональные бюджеты, при этом сумма значительно превышает поступления от транспортного налога. По данным Федерального казначейства РФ, на 1 декабря 2013 года в региональные бюджеты поступило 96 млрд руб. транспортного налога, а доходов от акцизов на бензин, дизтопливо и автомасла — на 264 млрд руб.
Концептуально новая схема уже поддержана президентом: в конце 2012 года на встрече с думскими фракциями Владимир Путин заявил, что "в целом нужно стремиться к тому, чтобы все перекладывать в акциз и потихонечку от транспортного налога уходить". "Надо в этом направлении двигаться,— заявил он.— Это более справедливо: в зависимости от того, сколько человек ездит, он столько и покупает дизельного топлива, бензина и так далее, столько и платит".
Вчера господин Катасонов настаивал на том, что в условиях экономического спада в стране региональные власти вряд ли самостоятельно пойдут на отказ от транспортного налога. "Они считают каждую копеечку, мы не можем перекладывать на них это решение",— заявил депутат. ЛДПР предложила компромиссный вариант. По мнению депутатов, владельцы автомобилей мощностью до 150 л. с.— это в основном граждане "с невысокими доходами", и необходимость платить налог для них вызывает "социальную напряженность". Авторы приводят пример Оренбургской области: доходы бюджета от транспортного налога, который платят владельцы таких машин, в 2013 году составили 450 млн руб., что в десять раз меньше доходов от акцизов. "Положительный социальный эффект от отмены налога перекроет эффект экономический",— считает Сергей Катасонов.
Госдума вчера проголосовала против законопроекта. Член думского комитета по бюджету и налогам Раиса Кармазина ("Единая Россия") настаивала на том, что вопрос об отмене налога или введении льгот региональные власти должны решать самостоятельно. Она привела пример Ханты-Мансийского автономного округа, где льготы действуют даже для владельцев авто мощностью до 200 л. с. Она отметила, что, если законопроект будет принят, власти не смогут компенсировать выпадающие доходы субъектам федерации. "Хорошо быть добренькими, но надо быть и справедливыми по отношению к остальным гражданам,— резюмировала она.— А на 400 млн руб. (которые выпадут из бюджета в той же Оренбургской области.— "Ъ") можно построить детский сад или жилье". Кроме того, по ее мнению, автомобили мощностью в 150 л. с. стоят 700-800 тыс. руб., и их владельцев нельзя отнести к категории "малоимущие". "Мы помогаем богатому, а не бедному",— заявила она.