У премьера Грузии будет свой Совбез

Ираклия Гарибашвили заподозрили в узурпации власти

В Грузии разгорается скандал в связи с решением премьера Ираклия Гарибашвили сформировать собственный Совет безопасности. Он станет альтернативой Совету национальной безопасности (СНБ) — существующему органу при президенте. Оппозиция уже обвинила премьера и правящую коалицию «Грузинская мечта» в создании параллельных институтов власти, а эксперты говорят о кризисе в коалиции на фоне расширения полномочий премьера и урезания прав президента.

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили

Фото: David Mdzinarishvili, Reuters

Первое заседание нового Совбеза (СБ) состоялось на этой неделе под председательством премьера Гарибашвили, пока президента Маргвелашвили не было в стране (глава государства находился с визитом в Турции). В заседании СБ приняли участие должностные лица, которые, согласно действующему законодательству, входят в состав СНБ при главе государства: министры силового блока, министр финансов и председатель парламента. Судя по составу участников, речь идет о формировании дополнительной структуры, параллельно работающей над идентичной проблематикой: в СНБ и СБ обсуждается один и тот же круг вопросов — основные проблемы внешней и внутренней политики и риски для грузинской государственности. Впрочем, детали первого закрытого заседания его участники раскрывать отказались, ссылаясь на секретность.

В отличие от СНБ, сформированного согласно конституции, СБ был учрежден на основании указа премьера. «Существенно, что два совета — это два разных аппарата, работающих над вопросами безопасности,— заметил “Ъ” политолог Торнике Шарашенидзе.— При этом один из этих аппаратов подчиняется президенту, а второй — премьеру».

Проведение заседания СБ вызвало большой резонанс в стране. Тем более что СНБ давно не собирался, и неясно, соберется ли вообще. Ранее это объяснялось тем, что при президенте Михаиле Саакашвили принимать участие в заседаниях СНБ отказывался премьер Бидзина Иванишвили. Но сейчас премьер и президент представляют одну и ту же коалицию. Однако в аппарате СНБ на вопрос “Ъ”, когда состоится первое заседание СНБ и примет ли в нем участие премьер Гарибашвили, ответить не смогли.

Оппозиция, прежде всего партия «Единое национальное движение» (ЕНД), уже обвинила правящую коалицию в создании «параллельных институтов власти». «Для чего нужно формирование СБ при премьере, когда есть при президенте — это же раздвоение?» — недоумевает один из лидеров ЕНД Гока Габашвили. «Формирование совещательного органа при премьере согласовано с внешними партнерами Грузии, и СБ намерен тесно сотрудничать с СНБ»,— парировал председатель парламентской фракции «Грузинской мечты» Георгий Вольский.

Тем не менее в Тбилиси считают, что фактический отказ премьера принять участие в заседаниях СНБ и создание альтернативного органа для рассмотрения важнейших вопросов свидетельствуют о нарастании кризиса внутри правящей коалиции. «Создание СБ — проявление общей тенденции и стремления правящего в парламенте большинства лишить президента всех конституционных полномочий»,— заявил “Ъ” один из авторов грузинской конституции, бывший председатель конституционного суда Автандил Деметрашвили. По его словам, формированием СБ премьер и правящая коалиция «нарушают принцип разделения властей». «Функционирование СБ противоречит конституции, поскольку в соответствии со ст. 69 основного закона президент является главой государства, а также верховным главнокомандующим,— напомнил господин Деметрашвили.— Я не понимаю, почему председатель парламента бежит к премьеру, а не к президенту, чтобы обсудить с ним важнейшие вопросы безопасности государства?»

«Согласно основному закону, премьер обладает всей полнотой власти, тогда как президент — лишь символическая фигура,— напомнил “Ъ” эксперт Давид Авалишвили.— В этих условиях, премьер Гарибашвили как истинный грузин не хочет выглядеть подчиненным президента Маргвелашвили, сидя по правую руку от него во время заседаний СНБ». А политолог Рамаз Сакварелидзе убежден: «Если за положение в стране ответственен премьер, то именно при нем, а не при президенте должен существовать соответствующий орган для обсуждения проблем безопасности».

Георгий Двали, Тбилиси

Вся лента