Счетная полоса
ФЦП по модернизации дальневосточных аэропортов оказалась неэффективной
Счетная палата (СП) России выявила срывы сроков реализации программы модернизации аэродромной сети Дальнего Востока. Исполнитель программы ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» объясняет это географическими условиями. Эксперты говорят о необходимости более жесткого контроля над исполнением.
В понедельник СП сообщила об итогах проверки эффективности использования ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» бюджетных средств на реализацию трех ФЦП — «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (2007 — 2015 годы)». ФГУП является заказчиком-застройщиком в рамках ФЦП в 12 аэропортах: Анадырь (Угольный) в Чукотском автономном округе, Богородское и Чумикан в Хабаровском крае, Никольское, Оссора, Палана, Тиличики и Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае, Улан-Удэ, Владивосток, Итуруп и Кунашир (Менделеево) в Сахалинской области.
В докладе аудитора Валерия Богомолова отмечается, что на строительство, реконструкцию и модернизацию аэродромов на 2011 — 2013 годы должно было поступить 28 млрд руб. Росавиация за 2011-2012 годы и 9 месяцев 2013 года перечислила 24,3 млрд руб., или 86,8% всего объема финансирования. В ходе реализации ФЦП сроки ввода объектов оказались увеличены в среднем на 2-4 года. По словам господина Богомолова, основной причиной несоблюдения сроков стали изменения в проектной документации во время реконструкции и строительства объектов, а также несоблюдение подрядчиками сроков выполнения работ.
Например, дополнительные работы по метеооснащению аэродрома в аэропорту «Анадырь» (Угольный)», вызванные недоработкой проектной документации, привели к удорожанию проекта на 18,3 млн руб. Также СП выявила дефекты покрытия международного аэропорта Южно-Сахалинск, в частности сколы плит на примыкании рулежной дорожки к обочине, выкрошившийся бетон на плитах. При этом в конце 2013 года ФГУП отчиталось о соответствии объектов модернизации аэро-порта требованиям проекта, техрегламентам и иным нормативно-правовым актам.
Прокомментировать ситуацию в аэропорту Южно-Сахалинска „Ъ“ к моменту сдачи текста не смогли, сославшись на отсутствие официальной информации. В 2014 году аэропорт будет передан в собственность региональных властей (см. „Ъ“ от 6 декабря 2013 года), глава регионального минтранса Владимир Дегтярев времени пообщаться с „Ъ“ вчера не нашел.
По результатам проверки СП направит представление руководству Росавиации и ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», а также руководству страны. Глава Росавиации Александр Нерадько уже заявил, что затягивание сроков модернизации дальневосточных аэропортов связано с «сезонным завозом материалов, необходимых для строительства и реконструкции, и сложностями с проведением проектно-изыскательских работ».
Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов согласен с тем, что удаленность дальневосточного региона «в любом случае» будет влиять на сроки и бюджет проектов. При этом эксперт уверен в «принципиальной необходимости» ФЦП. Аналитик «Инвесткафе» Игорь Арнаутов считает, что выявленные нарушения могут привести к увеличению сроков исполнения ФЦП и дополнительному финансированию, что будет сложно в условиях бюджетного дефицита. «Для развития региональной авиации государству, возможно, следует передать часть аэропортов на модернизацию такой компании, как „Аэропорты регионов“, но при этом начальные цены на модернизацию должны быть рассчитаны Росавиацией и согласованы со Счетной палатой»,— отметил он.