Фонды укладываются на рельсы
Инфраструктуру ДФО поддержат в государственно-частном порядке
Пять крупных инфраструктурных проектов на территории Дальнего Востока в 2014 получат финансирование РФПИ в размере 20 млрд руб., в них же готов вложиться ВЭБ. Во Владивостокском аэропорту, который вошел в перечень поддерживаемых фондом проектов, утверждают, что соответствующие бизнес-планы и концепции уже разработаны. Возможные подрядчики строительства автоперехода через Лену считают, что рассчитывают на госзаказ. Эксперты называют самыми интересными инвестиции в развитие Хабаровского и Владивостокского аэропортов, но и на строительстве дорог и мостов в рамках ГЧП подрядчики могут получить до 5% рентабельности за счет платежей из казны, отмечают аналитики.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) в течение 2014 года инвестирует в дальневосточные проекты 20 млрд руб., заявил глава фонда Кирилл Дмитриев на Гайдаровском форуме на прошлой неделе. На проходящем сейчас в Давосе форуме глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев заявил, что средства ФНБ в размере 150 млрд руб. будут направлены на финансирование нескольких проектов, два из которых представлены РФПИ, их названия пока не разглашаются. К настоящему времени фонд уже вложил в дальневосточные проекты 6,1 млрд руб. собственных средств и привлек 16,3 млрд руб. от соинвесторов. На 2014 год планируется профинансировать строительство железнодорожного моста через Амур в Китай (в Еврейской автономной области), автомобильного мостового перехода через реку Лена (в Якутске), автодороги Владивосток—Находка—порт Восточный, развитие аэропортов Владивосток и Хабаровск.
Еще одним крупным инвестором на территории Дальнего Востока является группа ВЭБ, которая участвует в проектах общей стоимостью более 616 млрд рублей (из них 448 млрд руб. участие ВЭБа). Как пояснил „Ъ“ управляющий директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона (дочерняя компания ВЭБа) Евгений Сидоренко, фонд рассматривает возможность участия во всех вышеперечисленных проектах. Более того, проекты строительства железнодорожного моста через реку Амур в Китай, развития международного аэропорта Владивосток одобрены Советом директоров фонда к комплексной экспертизе. «Мы находимся в постоянном поиске новых инвестиционных возможностей. РФПИ — один из наших инвестиционных партнеров, с которым установилось эффективное взаимодействие»,— подчеркнул господин Сидоренко.
Потенциальные получатели этих средств осторожно комментируют намерения инвесторов. Пресс-секретарь ОАО «Международный аэропорт Владивосток» Олег Кальницкий, например, отмечает, что уже разработана концептуальная стратегия развития предприятия и бизнес-план на ближайшие шесть лет. Однако на текущий момент давать какие-либо оценки и прогнозы преждевременно. В ОАО «Хабаровский аэропорт» не ответили на запрос «Ъ», однако из официальных сообщений известно, что в 2014 году начнется проектирование нового терминала аэропорта. Генеральный директор ОАО «Бамстроймеханизация» (входит в консорциум, который участвует в конкурсе на строительство перехода через Лену, результаты будут объявлены в апреле) Виталий Тарасенко утверждает, что проект очень масштабный, и в случае победы консорциума на экономическом положении компании отразится «очень положительно».
Старший аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк считает, что наиболее интересными инвестициями на данном этапе являются вложения в аэропортовую инфраструктуру. Что же касается строительства дорог и мостов, то, несмотря на длительные сроки их окупаемости — до 30 лет для железнодорожной инфраструктуры, в условиях экономического роста потребность в них всегда растет, что позволяет генерировать стабильный денежный поток. «Понятно стремление государства привлечь инвесторов для реализации инфраструктурных проектов с использованием механизма концессии и других инструментов. Но пока этот процесс идет с большим трудом, у инвесторов нет большого желания вкладываться по причине слишком долгого срока окупаемости»,— считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Он отмечает, что «доходность этих проектов — вопрос непростой, получить доход можно построив эти объекты и получив деньги от заказчика». Примерная же рентабельность их строительства составляет в среднем 4-6%.