Россия и США поторгуются без помех
К 2015 году страны намерены подвести экономическую базу под политические отношения
В первой половине 2014 года Россия и США попытаются завершить подготовку первой части пакета соглашений, создающих условия, аналогичные режиму зоны свободной торговли между странами — вчера эти вопросы в Давосе обсудили торговый представитель США Майкл Фроман и вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Соглашения, которые, как планируется, начнут вводиться в действие с 2015 года, призваны создать "экономическую базу", без которой политические отношения США и России слишком легко портятся.
Встреча Майкла Фромана и Аркадия Дворковича в Давосе (в переговорах также принимали участие министр торговли США Пенни Притцкер и министр экономики России Алексей Улюкаев) была запланирована еще в ходе декабрьского визита первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова в США — там, собственно, его собеседниками и были господин Фроман и госпожа Притцкер. Аркадий Дворкович вчера рассказал о повестке встречи: США и Россия готовят пакет соглашений в деловой сфере, меняющий ситуацию со взаимными инвестициями двух стран. Алексей Улюкаев подтвердил, что пакет в первую очередь включает в себя соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций США и России, но вместе с ним обсуждаются официально и другие соглашения — в частности, по фитосанитарному контролю и таможенным вопросам, по финансовому сектору. США также традиционно интересуют вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности и с авиацией (в частности, трансполярными перелетами), а Россия заинтересована в продвижении американских инвестиций в свои регионы.
По словам господина Улюкаева, РФ не имеет возможности предложить США создание зоны свободной торговли (ЗСТ) США--Россия, поскольку это прерогатива Таможенного союза, к тому же это повлекло бы пересмотр около 70 аналогичных соглашений с другими странами, к чему Россия не готова. Тем не менее максимально приблизиться к режиму ЗСТ с США — задача, которая и решается на переговорах.
По данным "Ъ", 26 февраля пакет предварительно будет представлен на переговорах в Вашингтоне, после этого запланирован раунд переговоров на апрель, летом 2014 года предполагается выведение соглашения на обсуждение президентов США и России. По оценкам господина Дворковича (господин Улюкаев присоединился к его мнению), первая часть пакета соглашений может вступить в силу ориентировочно в 2015 году, полностью — речь может идти о нескольких годах.
У экономических переговоров есть и чисто политическая подоплека. Источник в Госдепартаменте США пояснил "Ъ" ситуацию по переговорам: "Мы очень заинтересованы в укреплении экономических связей с Россией. Многие шероховатости в наших двусторонних отношениях как раз и связаны с тем, что под ними фактически нет экономической базы (в отличие от отношений США с Китаем, например), товарооборот несерьезный, взаимных инвестиций мало. Нужен импульс сверху, чтобы попытаться придать этим отношениям хоть какую-то динамику". Для реализации этих целей Вашингтон предлагает запустить под эгидой вице-президента США Джозефа Байдена и премьера РФ Дмитрия Медведева неформальный консультационный механизм. Идею создания такого механизма президент США Барак Обама впервые обозначил в своем прошлогоднем послании президенту РФ Владимиру Путину, отмечает собеседник "Ъ". "В рамках этого механизма реализовывались бы идеи, которые войдут в стратегию, разрабатываемую сейчас профильными ведомствами двух стран. Рассчитываем, что наброски будут готовы уже в ближайшие недели",— говорит он.
По его словам, в стратегию могут войти проекты экономического сотрудничества регионов и городов (Казань--Питсбург, Нижний Новгород--Балтимор, например), а также отраслей (США предлагают начать со сферы IT и биотехнологий). Стратегия также должна содержать меры по поддержке инвесторов. США, говорит собеседник "Ъ" в Госдепе, очень заинтересованы в инвестициях из России. В качестве "позитивного примера" он привел планы "Еврохима" вложить $1,5 млрд в строительство завода азотных удобрений в Луизиане.
В свою очередь, источники в МИД России уточнили "Ъ", что об укреплении экономических связей президенты двух стран договорились еще в ходе своей встречи в Лос-Кабосе в 2012 году. "Теперь эта идея обретает конкретные формы",— рассказал один из собеседников "Ъ".
По его словам, в пакет соглашений могут войти вопросы защиты взаимных инвестиций, охраны интеллектуальной собственности, инвестиций в определенные регионы России и США. "Мы заинтересованы в американских инвестициях в Дальний Восток, готовы предложить им принять участие в модернизации Транссиба и БАМа",— уточнил дипломат.
О Транссибе и БАМе, как и о модернизации экономики Сибири, господин Дворкович говорил в Давосе и на встрече Консультативного совета по иностранным инвестициям (КСИИ). Сам КСИИ в большей степени интересует российский таможенный режим, проблемы финансового и страхового рынков, платежной системы.
Попытки нормализации политических отношений через взаимные инвестиции — достаточно стандартная технология внешней политики США с 90-х годов. Впрочем, по крайней мере в последние годы такого рода инициативы со стороны США продолжения со стороны России почти не имели: нынешние переговоры скорее исключение. В любом случае соглашение по "квази-ЗСТ" с США, если оно будет подписано и будет реализовываться, потребует от России не столько политических компромиссов, но и довольно серьезной работы по дерегулированию внешней торговли — компании США традиционно крайне чувствительны к таможенным и торговым ограничениям, именно их менеджмент является, по существу, двигателем изменения регуляторного режима в РФ в рамках таких институтов, как КСИИ.