«Красный октябрь» неплатежом красен
Банкротящийся завод три года не перечисляет взносы в ПФР
Управляющий волгоградским отделением Пенсионного фонда РФ (ПФР) Владимир Сальный заявил, что обратился в Генпрокуратуру с обращением о том, что завод «Красный октябрь» уже в течение трех лет отказывается платить страховые пенсионные взносы. Общая задолженность находящегося в стадии банкротства предприятия приближается к миллиарду рублей, что составляет больше трети всей задолженности Волгоградской области в ПФР.
Наблюдатели считают, что таким образом менеджмент завода может пытаться снизить затраты во время завершения процедуры банкротства ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», рассчитывая, что после ликвидации завод продолжит работать под новым юридическим лицом, свободным от обязательств.
ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» не уплатил 997,6 млн рублей страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение и обязательное медицинское страхование. Как отмечают в ПФР, металлургический гигант, количество работающих на котором колеблется от 4 до 8 тыс. человек, не платит взносы ровно три года. В ведомстве подчеркивают, что тенденция к росту задолженности характерна для крупных предприятий, многие из которых находятся в стадии банкротства. В 2010 году на долю таких предприятий приходилось 25 % общерегиональной задолженности, но сейчас они имеют 74 % пенсионных долгов области. По словам управляющего Волгоградского отделения ПФР Владимира Сального, неуплата взносов, прежде всего, означает снижение будущей пенсии работников. «Были предприняты все возможные меры по принудительному взысканию долга, однако руководители предприятия по-прежнему игнорируют требования по уплате задолженности», — пояснил господин Сальный.
ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» — один из крупнейших производителей металлопроката специальных марок стали.
В 2007–2011 годах входил в состав холдинга «Русспецсталь», с 2011 года контролируется корпорацией «Ростехнологии». С января 2011 года под внешним управлением.
По итогам 2012 года получил выручку свыше 12,1 млрд рублей и убыток около 800 млн рублей.
В прокуратуре Волгоградской области пояснили, что проверок в отношении «Красного Октября» не проводят, поскольку надзор за банкротящимися предприятиями не входит в их полномочия. «Такие вопросы полностью в сфере деятельности арбитражных управляющих», — пояснили в ведомстве.
Источник „Ъ“ на заводе сообщил, что из около половины работников — чуть более двух тысяч человек — переведены из ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» в новое предприятие ЗАО «Волгоградский металлургический комбинат» (ВМК) «Красный Октябрь» (создан в декабре 2012 года. — „Ъ“). Руководитель «первичной профсоюзной организации металлургических предприятий «Красный Октябрь» Сергей Горячев не владеет информацией, как задолженность ЗАО повлияет на величину пенсий работников, в том числе ушедших на пенсию в последнее время. «Я назначен только 13 декабря и пока не освобожден от прежней должности, работаю начальником цеха, поэтому пока этот вопрос, как и многие другие, еще не поднимал», — признался господин Горячев.
Ведущий аналитик по металлургии ИК «Велес-Капитал» Айрат Халиков отмечает, что в случае с волгоградским заводом речь вряд ли можно вести о преднамеренном банкротстве. «Скорее всего, там все по закону — слишком серьезные участники этих процессов. Хотя возможно, на некоторые действия и есть некая «отмашка», если исходить из логики, что для экономики полезнее сохранить работающее предприятие, чем требовать возместить все долги», — рассуждает аналитик.
Гендиректор ЗАО «ВМК «Красный Октябрь» Дмитрий Герасименко, до последнего времени одновременно являвшийся и исполнительным директором банкротящегося ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», ограничился заверением «комбинат все платит, все, что должны по закону». «А Пенсионный фонд заявлял это год назад …Я не знаю, кто все это будоражит», — говорит господин Герасименко.
Фигуру Дмитрия Герасименко связывают с влиянием на «Красный Октябрь» корпорации «Уралвагонзавод» (УВЗ), официально лишь «участвующей в финансовом оздоровлении завода». В «Уралвагонзаводе» настаивают, что не контролируют менеджеров завода. «Единственная связь, которую УВЗ имеет с «Красным Октябрем» — это то, что мы являемся крупным стратегическим покупателем, приобретаем у комбината большое количество сортов металла», — говорит заместитель директора корпорации Алексей Жарич. «Если даже когда-то того или иного человека мы и рекомендовали на определенный пост, это не значит, что мы пожизненно несем за него ответственность», — подчеркнул господин Жарич.
В июле 2013 году СКР по Волгоградской области возбудил в отношении «неустановленных лиц из руководства ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» уголовное дело по статье «Неправомерные действия при банкротстве», в частности, за уклонение от уплаты налогов. По сообщению волгоградского управления ФНС, завод не платит налогов с февраля 2012 г. В настоящее время продолжается следствие.
В декабре 2013 года прокурор Краснооктябрьского района Волгограда по тем же основаниям возбудил административное производство в отношении конкурсного управляющего ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь». Суд состоится в феврале. Также в декабре 2013 года прокуратура Волгограда внесла в службу судебных приставов представление с требованием более активной работы по взысканию задолженности с должника.