"Можно считать, что "Женева-2" закончилась полным крахом"
Башар Асад покинет пост президента Сирии, только если этого захочет народ, сообщил заместитель министра иностранных дел страны Фейсал Мекдад. Заявление сделано в Монтрё, где проходит международная конференция "Женева-2". Главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский обсудил ситуацию с ведущей Оксаной Барыкиной.
Представитель сирийского МИДа также подчеркнул, что Асад не станет подавать в отставку под диктовку США, его судьбу решат только выборы. При этом министр информации Сирии Умран аз-Зуаби заявил, что до голосования президент останется на своем посту. "Прежде чем провести выборы, нужно выполнить ряд условий, в том числе добиться полной победы над терроризмом", — добавил он.
— Представители Асада отмечают, что президент потребовал от них не усложнять переговоры в Монтрё, он дал указания добиться решения конфликта политическим путем. Возможно ли все это на фоне заявления об отказе от переходного правительства, как считаете?
— Нет. Можно считать, что "Женева" уже закончилась полным крахом. Дело в том, что есть два фактора, которые сейчас играют в пользу Башара Асада и объясняют его непримиримую позицию. Первая: он получил большую военную поддержку в лице военных формирований организации "Хезболла" — ливанской шиитской организации, которая была создана, финансируется и вооружается Ираном. Она прислала ему значительные воинские силы, и ход событий на фронте изменился в его пользу. Это совершенно логично с его стороны и со стороны Ирана.
Второе: как ни странно, главным объективным союзником Башара Асада сейчас является именно "Аль-Каида", та самая, которая борется против него в лице двух непримиримых сил — это "Джехаб ан-Нусри" и "Исламское государство Ирака и ливанцев". Это отморозки и изуверы, но они же и наиболее бесстрашные бойцы, фанатики.
— А почему они вдруг на его стороне?
— Объективно, они его злейшие враги, все это понимают. Но они и его союзники, потому что своими зверствами, своим экстремизмом они оттолкнули значительную часть сирийского населения. Я думаю, что если бы год назад прошли выборы, подавляющее большинство сирийцев были бы за то, чтобы прогнать Башара. А сейчас уже неизвестно: многие считают, что это, может быть, меньшее зло.
Второе, что еще важнее, своими зверствами "Аль-Каида" отталкивает от себя Америку и Европу. Барак Обама прекрасно понимает, сколько ведер помоев на него выльют, если такого сорта люди захватят власть в Дамаске. Ему скажут в Америке: "Что же ты сделал? Кого же ты привел к власти — людей, которые следуют заветам Бен Ладена убивать американцев, убивать евреев".
Эти люди пришли к власти благодаря американской помощи, Барак Обама это понимает, поэтому он помогать им не будет. Я замечаю, что он и в американской печати придерживается мнений такого рода: может быть, Башар Асад — меньшее зло по сравнению с изуверами, которые могут прийти к власти. В этом смысле, чем более активно действуют эти люди, тем большую роль они играют в рядах оппозиции, оттесняя в сторону умеренных, тем лучше для Башара Асада.
— Министр информации Сирии заявлял, что уход с поста Асада не решит проблему. Это заявление действительно подтверждается?
— Что значит "уход с поста"? Какая сейчас может быть отставка? Зачем? В его пользу действуют эти два обстоятельства, не говоря уже об истории с химическим оружием, в ходе которой он выступил как легитимный глава страны. С ним вели разговоры, с ним вели дело и ООН, и американцы. Из какого-то изгоя он превратился в более или менее легитимного главу государства, с которым можно обсуждать вопрос о химическом оружии.
Все это говорит о том, что ветер дует в его паруса. Зачем же ему, спрашивается, уходить сейчас в отставку? Он остается, и то, что сегодня было заявлено, еще раз говорит о том, что его позиция абсолютно непримирима. Он рассчитывает на то, что конференция в Женеве будет сорвана.
Понятно ведь, что даже умереннейшие представители оппозиции не могут согласиться на то, что было высказано с его стороны. Хотя бы потому, что они понимают, что даже если бы согласились, то те люди, которые воюют в Сирии, пошлют их к чертовой бабушке, скажут: "Кто вы такие? Вы там живете в Европе, и вы нам диктуете какие-то условия? Какое новое устройство страны, при котором остается у власти Башар Асад? Сколько крови мы пролили?", поэтому война все равно будет продолжаться.
Понимая это, оппозиция в Женеве ни за что не согласится с позицией Башара Асада — а ему только это и нужно: получается, его противники сорвали переговоры, дипломатический путь исчерпан, значит, надо бороться всеми силами против террористов, как он их называет.