Долги "Русала" сохранятся в банках

Кредиторы готовы ждать роста цен на алюминий

"Русал" завершает переговоры о рефинансировании или реструктуризации кредитов в целом примерно на $9 млрд. Банкиры признают, что "банкротить компанию нельзя", и готовы отсрочить погашение долгов на два-три года при равных условиях для всех кредиторов. Но, если цены на алюминий останутся низкими, процесс рискует затянуться на десятилетия.

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Сбербанк ведет переговоры с "Русалом" о реструктуризации его долгов, сообщило в пятницу Reuters со ссылкой на источники в банковской отрасли. "Модель в общем согласована, мы не можем позволить крупнейшему в мире производителю обанкротиться",— сказал один из них, "если цены на алюминий останутся низкими, срок погашения увеличится до 20-30 лет, если будут расти — денежный поток позволит "Русалу" все вернуть в течение пяти лет". Речь идет о кредите на $4,58 млрд под залог 27,8% акций ГМК "Норильский никель", принадлежащих "Русалу" (по состоянию на август 2013 года компании оставалось выплатить $4,4 млрд), и кредите на 18,3 млрд руб. В Сбербанке отказались от комментариев. Источник в банке уточнил "Ъ", что банк, как и западные кредиторы "Русала", работает над изменением условий кредитов, "но будет это реструктуризация или рефинансирование, еще не определено".

Чистый долг "Русала" на конец сентября 2013 года составлял $10,14 млрд. Кроме кредитов Сбербанка это синдицированный предэкспортный кредит (PXF) на $4,75 млрд (осталось выплатить $3,44 млрд), синдицированный кредит на $400 млн, кредит Газпромбанка на $300 млн, два выпуска рублевых облигаций по 15 млрд руб. и ряд меньших кредитов. Кредит Сбербанка под залог акций ГМК компания должна погасить в 2016 году, PXF — в 2018 году. В 2014 и 2015 годах "Русалу" предстоят выплаты $1,5 млрд и $1,6 млрд: около половины — по PXF, в феврале 2014-го и апреле 2015 года могут быть предъявлены к выкупу облигации (погашения в 2018 и 2021 годах).

Как сообщал "Ъ" в октябре 2013 года, "Русал" ведет переговоры о рефинансировании синдицированных кредитов. Источник "Ъ" в одном из банков--участников PXF говорит, что переговоры в "очень продвинутой стадии", кредиторы активно общаются друг с другом и "Русалом". Сейчас в PXF участвует около 40 банков (изначально было 13). Вряд ли будут гаситься долги отдельным банкам: это создаст негативный прецедент и "превратит процесс из экономического в политический", добавляет собеседник "Ъ". "Мы стараемся максимально стандартизировать условия рефинансирования и подвести их под общую базу, что непросто с учетом огромной залоговой доли Сбербанка",— поясняет банкир. При рефинансировании "с точки зрения обеспечения все останется по-прежнему". Кроме акций ГМК "Русал" заложил 25% плюс 1 акцию Братского алюминиевого завода по кредиту Газпромбанка, а также 25% плюс 1 акцию Красноярского алюминиевого завода и 15% акций Новокузнецкого алюминиевого завода (НкАЗ) по синдицированному кредиту на $400 млн. Структура залогов по PXF не раскрывается, но из документов компании следует, что это 36% плюс 1 акция ОАО СУАЛ (заводы в европейской части РФ), 25% плюс 1 акция Саяногорского алюминиевого завода и 10% акций НкАЗа.

Решения по рефинансированию могут принять в феврале, полагают источники "Ъ" в банках, сроки погашения могут быть перенесены минимум на два-три года. На следующей неделе может пройти ежеквартальная встреча топ-менеджмента компании и участников PXF в Париже, отмечает один из собеседников "Ъ". В "Русале" подтвердили это, сказав, что компания изучает варианты рефинансирования, но о конкретике говорить преждевременно.

В октябре 2011 года "Русал" уже реструктурировал кредиты на $11,4 млрд. Аналитики говорят, что сейчас компании не остается ничего, кроме как рефинансировать долги и ждать улучшения конъюнктуры. Николай Сосновский из "ВТБ Капитала" отмечает, что за три года может произойти ребалансировка алюминиевого рынка, сейчас около 20-25% производителей убыточны на уровне прибыли и около 50% — на уровне чистого денежного потока ("Русал" за девять месяцев 2013 года показал чистый убыток $172 млн). Должен сказаться эффект сокращения неэффективных мощностей, в том числе в КНР, что может привести к росту цен. В "Русале" считают рост цен неизбежным при увеличении спроса на фоне стабилизации производства.

Анатолий Джумайло

Вся лента