Садово-огородная культура
"Без ГМО" Юрия Соломко в киевской Dymchuk Gallery
Выставка / Живопись
В столичной Dymchuk Gallery открылась выставка Юрия Соломко "Без ГМО". В аполитичных, гиперреалистических изображениях даров садов и огородов ПАВЕЛ ЛУЖЕЦКИЙ, однако, прочитал и некий идеологический подтекст.
Буквально в нескольких десятках метров от Dymchuk Gallery, на соседней улице,— еще пару недель назад немыслимый для киевского пейзажа остов сожженной машины. Кажется, наступило не выставочное время. Вот и на вернисаже новой живописной серии Юрия Соломко, как, впрочем, и на презентациях других художественных проектов, прошедших в последние дни, было немноголюдно. Через полчаса после открытия в выставочном зале фактически не осталось никого, кроме тележурналистки, то и дело сбивавшейся в своем репортаже с показной оптимистической ноты и вынужденной из-за этого несколько раз начинать запись заново.
Впрочем, хотя скопления публики и не наблюдалось, связано это было, конечно, вовсе не с качеством живописи маэстро, к которой вряд ли можно предъявить какие-то претензии. Даже не верится, что пасторальные изображения даров украинской природы, выписанные с фотографической точностью пупырчатые огурцы, тучные помидоры и виноградные гроздья принадлежат кисти художника, создавшего когда-то скандальные, шокирующие серии "Планета людей" и "Motherland". Титульная картина выставки "Без ГМО" с малиновой ягодой даже успела обзавестись красным кружочком, означающим, что эту работу уже продали. Правда, сам автор признался, что куплена она была еще до открытия выставки — прямо в мастерской. Впрочем, и остальные из дюжины представленных в экспозиции изображений ягод и овощей наверняка имеют все шансы найти владельцев, поскольку прекрасно вписываются в интерьер кухни или загородного дома. Правда, учитывая немалые габариты новых полотен Юрия Соломко, помещения эти должны быть довольно просторными.
Несмотря на вполне утилитарный характер такой живописи, казалось бы, начисто лишенной каких-либо социально-политических подтекстов, уже само название экспозиции — "Без ГМО" — придает ей характер некоего идеологического высказывания. На этом, кстати, настаивает в специально написанном к выставке тексте искусствовед Галина Скляренко, увидевшая во вроде бы подчеркнуто аполитичных дынях и вишнях антиглобалистский пафос и критику капиталистического способа производства, выжимающего в погоне за прибылью из природы все соки. На холстах Юрия Соломко Украина предстает чуть ли не как утопический рай, земля, рождающая чистоту и натуральность. И вполне вероятно, что сдача этих земель в концессию, угроза которой широко обсуждалась до того, как все остальные темы затмил дым горящих на улице Грушевского покрышек, в свете этих картин действительно может рассматриваться как преступление.