"Именно сотрудник спецслужб будет интерпретировать роль спецслужб в истории"
Советник главы ФСО возглавил кафедру истфака МГУ. Сергей Девятов стал заведующим кафедрой отечественной истории ХХ века. Журналист, историк Николай Сванидзе прокомментировал ситуацию ведущей Дарье Полыгаевой.
— Как вы относитесь к тому, что такой человек будет преподавать историю ХХ века в МГУ?
— Здесь, как у всякой уважающей себя медали, имеется ровно две стороны. Одна сторона: господин Девятов — грамотный историк, он выпускник истфака, он как бы возвращается в свою альма-матер, он доктор наук, автор очень многих работ, он действующий, практикующий историк. А для того, чтобы исследовать, у него есть очень хорошие возможности, благодаря его должности, что вовсе не минус — человек использует свои служебные возможности для научной работы.
Но помимо этого, конечно, есть другая сторона. Кафедра истории России ХХ века истфака МГУ — это главная фактически на данный момент по своей важности историческая кафедра страны, потому что именно история ХХ века — это ключевой период у нас, наиболее остро интересующий молодежь — и студентов, будущих историков, и общество в целом. А истфак — это главная площадка изучения нашей истории, это наш флагман всей исторической науки. И то, что именно эту кафедру возглавляет сотрудник спецслужб, Федеральной службы охраны, это, конечно, знаковое событие, потому что он профессиональный охранитель. Значит, первая мысль, которая у всех возникает: теперь в трактовке исторических событий ХХ века будет заниматься охранительская позиция. Хотя, повторяю, сама по себе деятельность господина Девятова вызывает одобрение в том плане, что он, будучи достаточно высокопоставленным чиновником спецслужб, занимается еще и научной работой. Поэтому, я повторяю, здесь две стороны.
— Но Девятов не первый и не единственный госслужащий, который преподает в МГУ. Вам не кажется, что есть в этом некоторая тенденция? Есть господин Никонов...
— Несомненно, есть. Госслужащие могут быть разные. Может быть госслужащий архивист, а может быть госслужащий, который работает в Федеральной службе охраны, как господин Девятов. Это немного разные вещи в том, как именно это трактуется обществом, как это интерпретируется обществом. У этого события есть своя составляющая, которая просто производит впечатление на общество. Это имеет место, от этого никуда не деться. Возникает мысль о некой тенденции, хотя повторяю, к самому господину Девятову, как к грамотному историку и к исследователю, здесь вопросов быть не может.
— Что вообще предполагает должность главы кафедры? Это человек может влиять на мнение, на работу своих коллег, преподавателей?
— Нет, на мнение своих коллег он не может, наверное, влиять, но ему и не надо влиять. Зачем ему влиять на мнение своих коллег, которые работают, скажем, на кафедре медиевистики, на кафедре западного Средневековья, зачем это ему нужно?
— А на кафедре отечественной истории?
— Он занимается важнейшим периодом нашей истории, ключевым — историей России ХХ века, то есть всем Советским Союзом. Он специалист по спецслужбам, именно он будет интерпретировать роль спецслужб. А мы знаем, что эта роль была очень важна в ХХ веке. Именно сотрудник спецслужб будет интерпретировать роль спецслужб. Это само по себе уже тоже интересно.