Национализация на сладкое
Конфетные бренды могут стать общими
Региональные производители пытаются вернуть себе право выпускать конфеты советских брендов. Владивостокский «Приморский кондитер», спорящий за товарные знаки с группой «Объединенные кондитеры», просит первого вице-премьера Игоря Шувалова поддержать законопроект, который позволит сделать советские бренды общедоступными.
В распоряжении „Ъ“ оказалось письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором «Приморский кондитер» просит поддержать законопроект, который позволил бы крупным производителям использовать советские торговые марки. Права на большинство советских брендов зарегистрировала на себя группа «Объединенные кондитеры» («Рот Фронт», «Красный Октябрь», концерн «Бабаевский»). «Произошло это втихомолку, без уведомления других пользователей советских знаков»,— пишет гендиректор «Приморских кондитеров» Алексей Зайцев. Представитель секретариата господина Шувалова подтвердил наличие письма, оно находится в работе, уточнил он.
Законопроект, который кондитеры упоминают в своем письме, внесен в Госдуму прошлым летом заксобранием Приморского края. Зампред комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам парламента Приморья Владимир Беспалов не отрицает, что законодательная инициатива напрямую связана с ситуацией вокруг «Приморского кондитера».
Борьба вокруг советских товарных знаков развернулась после отмены нормы, действующей до 2007 года: она позволяла производителю, выпускающему продукцию под таким брендом до 1992 года, и дальше безвозмездно использовать названия. Однако семь лет назад такая норма была отменена,что дало повод для судебных разбирательств. Сумма всех исков «Объединенных кондитеров» к региональным производителям достигает 3 млрд руб.
Председатель совета директоров «Объединенных кондитеров» Сергей Носенко уверен, что передача в общее пользование просто уничтожит советские бренды. «„Объединенные кондитеры“ годами вкладывались не только в качество продукта, но и установку коммуникации с потребителем. Это требует постоянных инвестиций»,— указывает господин Носенко, на которые, по его словам, «Приморские кондитеры» не готовы. «Мы предлагали компании владение брендом через ассоциативный орган, но никто не хочет вкладываться в продвижение, все хотят только паразитировать на уже раскрученном товарном знаке»,— возмущается он. Исполнительный директор НП «Русбренд» Алексей Поповичев уверен, что у бренда должен быть хозяин, «иначе название просто превратится в наименование». В этом случае потребитель будет выбирать товар, опираясь исключительно на производителя, что, впрочем, на руку «Приморскому кондитеру».