"Провести границу между хулиганством и вооруженным бунтом на Украине уже никто не может"
Захваты административных зданий на Украине –– это осуществление госпереворота в стране. С таким заявлением выступила правящая Партия регионов. Заместитель председателя комитета Совета федерации по международным делам Андрей Климов обсудил с ведущей Натальей Ждановой возможное развитие событий на Украине.
— Как вы считаете, почему до сих пор на Украине не введен режим чрезвычайного положения?
— Этот вопрос надо адресовать, прежде всего, руководству суверенного государства. Но то, что там сейчас происходит, это очевидное безобразие, и провести границу между хулиганством, терроризмом и каким-то вооруженным бунтом, по-моему, уже никто не может. Ни один сторонний наблюдатель этой разницы не различит. Я полагаю, что украинские власти должны использовать возможности своих правоохранительных структур, пока эти возможности еще есть. Но это, еще раз повторяю, должно быть суверенное решение их властей. Они находятся на месте, они несут моральную и политическую ответственность за ситуацию, и это должно быть их решение, конечно.
— По-вашему, ситуация такова, что в принципе можно уже вводить чрезвычайное положение на Украине?
— Еще раз, я не являюсь гражданином Украины и не могу принимать такие решения или рекомендации. Но если посмотреть по аналогии и если почитать законодательство и Конституцию самой Украины, думаю, оснований для этого хватает.
— Переговорный процесс, который ведут власти Украины, господин Янукович с оппозиционерами, может к чему-то положительному привести сейчас?
— Беда в том, что так называемые оппозиционеры, которые заварили эту кашу, мало чем там сегодня на самом деле управляют. Единственное, чем они, по-моему, управляют — привлекают внимание западных СМИ и западных политических деятелей. Здесь они еще как-то "в авторитете", используя известный жаргон. А вот что касается "толпократии", мне кажется, их сметут при первой попытке сделать что-то, что не понравится толпе.
— То есть, оппозиция уже не контролирует ситуацию в стране и не может повлиять на митингующих?
— Из того, что я знаю, мне кажется, что они ситуацию в стране не контролируют. Такое мое мнение.
— Как вы считаете, какими будут дальнейшие события на Украине, судя по тому, что сейчас разворачивается, какие сообщения приходят из Киева?
— В данный момент очень сложно делать долгосрочные прогнозы, потому что ситуация быстро меняющаяся. И самое главное, мы не понимаем, какие решения будут приняты официальными властями Киева и Украины. А от этого зависит многое другое.
Но то, что я знаю, большинство киевлян — это нормальные люди, которые точно не хотят никакой бузы, им все это страшно надоело, но их мнение мало кто спрашивает и учитывает. Так что, вот здесь промедление смерти подобно, как говорил один известный политик.
— На улицу выходят и мирные жители, не радикалы. Сообщается, что власти Одессы призвали горожан давать отпор непрошенным гостям, которые пытаются организовать в городе беспорядки. Как вы считаете, возможен ли такой сценарий, что разгорится реально гражданская война на Украине?
— Не хотелось бы об этом думать, хотя если еще раз посмотреть на другие страны и не на такие давние события на севере Африки, на Ближнем Востоке и даже в некоторых странах европейского континента, то подобные аналогии, к сожалению, напрашиваются. Хотя, еще раз, России, конечно, очень невыгодно иметь вот эту "горячую точку" не просто в непосредственной близости от нашей страны, так еще и с братским народом, с которым нас связывают некие международные договоры, экономические контракты, и просто родственные, семейные отношения. Это было бы очень страшным сценарием. Дай бог нам этого избежать.
— Как вы считаете, может ли международное сообщество и Россия повлиять на ситуацию на Украине? Что должны делать власти России, может быть, США?
— Я думаю, что власти России делают все возможное в этих условиях. И, в частности, я выступал и в европейском парламенте, и в парламентской ассамблее стран Средиземноморья. Мы должны оградить украинский народ и государство от наглых внешних воздействий и совершенно определенных кругов Запада, которые разожгли ситуацию во многом и сегодня, к сожалению, ничего не делали для того, чтобы она вошла в более спокойное состояние. Причем, мне кажется, они сами уже не знают, что делать. Они потеряли управление, как потеряли в свое время управление над ситуацией в некоторых странах Северной Африки и Ближнего Востока. Заварили кашу, а как ее расхлебывать, не знают.
— То есть, по-вашему, во многом то, что происходит на Украине это влияние извне?
— Я думаю, что в той фазе, которая там сейчас есть, безусловно, авторство западное присутствует. Не скажу, что доминирует, там и своих, извините, не воздержанных людей, авантюристов, провокаторов, а иногда и сумасшедших хватает, но Запад подливал масло в огонь очень активно и, надо сказать, умело иногда.
— А каким образом? Что вы имеете в виду?
— Вы знаете, советы давались разного рода специфические. Приезжали, ограничивали действия законных властей, начинали шантажировать фактически эти власти, шантажировали серьезных политических игроков счетами, имуществом, делали так, чтобы ситуация была нестабильная, чтобы можно было сказать, что есть еще какая-то третья сила, с которой тоже надо вести переговоры. Они полагали, что таким образом они могут вернуть Украину на путь "европейской интеграции", поскольку никто их в Европейский союз принимать не собирается из западных деятелей, но вот сделать площадку для определенных экономических собственных экспериментов они хотели целенаправленно. В течение нескольких лет там работали инструкторы на всех уровнях и очень активно этим занимались.