"В глобальном смысле госпрограмма не помогла улучшить ситуацию"
Около 280 тыс. россиян в минувшем году при покупке отечественных автомобилей воспользовались льготными условиями по кредитованию. Такие данные приводит Минпромторг. Подобная мера лишь отчасти помогла российским производителям и не решила накопившихся в отрасли проблем, замечают эксперты.
В 2013 году банки выдали 277 тыс. льготных автокредитов. Такова статистика Минпромторга, которую приводит "Автостат". Программа господдержки действовала с 1 июля по 31 декабря, и по ней можно было приобрести машины стоимостью до 750 тыс. руб. на привлекательных условиях. Большая часть кредитов пришлась на автомобили Lada — 23%. Среди иномарок лидирует Chevrolet с долей в 11,5% и Renault — 11,2%. Более половины всех заемных средств были выданы всего пятью банками.
Максимальное число автокредитов на льготных условиях госпрограммы выдал ВТБ24 — 17,2%. На втором месте Юникредит-банк — 14,1%. Сбербанк России оказался на третьей строчке — 13% от числа всех льготных автокредитов. На четвертой строчке "Русфинанс Банк" — 12%, на пятой — Cetelem банк, 11%. Суммарно на пять банков пришлось почти 70% от всех выданных по госпрограмме заемных средств.
Во время действия госпрограммы производство легковых авто в России сократилось почти на 2%, хотя до этого прогнозировалось падение до 8%. На этом фоне АвтоВАЗ намерен уволить в 2014 году 7,5 тыс. человек. Если льготное кредитование и помогло поддержать отечественный автопром, то лишь локально, уверен директор компании "ПодборАвто" Денис Еременко.
"В глобальном смысле программа не помогла улучшить ситуацию. Сокращения по-прежнему будут продолжаться. С АвтоВАЗом уже ничего нельзя будет в глобальном смысле улучшить. А по поводу того, чтобы как-то локально увеличить статистику по каким-то определенным месяцам, конечно, госсподдержка помогла", — пояснил Еременко.
В начале года вице-премьер Аркадий Дворкович говорил о том, что вопрос продления госпрограммы еще не решен. С учетом инвестируемых в отрасль средств, чиновникам есть над чем подумать, заметил главный редактор MotorPage.ru Дмитрий Европин.
"Продолжать ли государственную программу льготного автокредитования, это как раз вопрос спорный, поскольку в 2013 году, конечно, госпрограмма поддержала рынок, но поддержала его недостаточно. Если сравнивать эту программу с программой 2009-2010 годов, ее эффективность была гораздо ниже.
То, что она была завершена и до сих пор не принято решение, стоит ли ее продолжать, как раз свидетельствует о том, что государство не уверено в том, что следует продолжать такие меры поддержки. Можно вспомнить, что на 2014 год запланированы достаточно большие субсидии автопроизводителям, располагающим производством на территории Российской Федерации, почти, если мне память не изменяет, 100 млрд", — рассказал Европин.
До половины средств из общей суммы господдержки автопрома в 2014 году, по данным экспертов, должно пойти именно на сохранение рабочих мест в отрасли.