Бангладеш поучится летать
Вооруженные силы страны приобретут 24 самолета Як-130
Спецэкспортер российских вооружений "Рособоронэкспорт" и Министерство обороны Народной Республики Бангладеш подписали контракт на 24 учебно-боевых самолета Як-130. Как стало известно "Ъ", сделка была заключена в четвертом квартале 2013 года, ее стоимость составила около $800 млн, а покупка осуществляется в счет кредита, выделенного Бангладеш Россией в январе 2013 года. Первые самолеты, как ожидается, будут переданы заказчику в следующем году.
О подписании контракта "Ъ" рассказал генеральный директор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин (см. интервью в "Ъ" от 27 января). Называть точную сумму сделки глава спецэкспортера вооружений не стал, однако источник "Ъ", близкий к компании, уточнил, что она составила около $800 млн, а сама сделка была оформлена в четвертом квартале 2013 года. "Самолеты будут приобретаться в рамках государственного кредита",— добавил собеседник "Ъ", напомнив, что договоренности о выделении Бангладеш $1 млрд из бюджета РФ были достигнуты во время встречи президента Владимира Путина и премьера Шейх Хасины Вазед в Кремле в январе прошлого года.
Источники "Ъ", работающие в системе военно-технического сотрудничества, называли выделение кредита "геополитическим жестом", который "продемонстрирует нашу заинтересованность в продвижении оружия на рынки Южной Азии". Собеседники "Ъ" предполагали тогда, что основной интерес республики будет направлен на вертолеты Ми-171 и Ми-17В5, бронетранспортеры БТР-80, танки Т-72, а также истребители Су-27, Су-30МК2 и МиГ-29СМТ.
Варианты с поставкой этих типов вооружений можно было бы реализовать, признается источник "Ъ", близкий к российскому спецэкспортеру, однако пожелания Минобороны Бангладеш тогда выходили бы за рамки кредита, а дополнительных ассигнований Москвой предусмотрено не было. Из-за этого военным пришлось несколько раз пересматривать перечень спецтехники, пока общая стоимость вооружений не уложилась ровно в $1 млрд. В итоге в авиационной составляющей стороны сошлись на закупке Як-130 как некоего промежуточного варианта: в силу своих тактико-технических характеристик самолеты данного типа способны решать сразу несколько задач. "Они смогут на них и обучать пилотов, и в случае необходимости вести боевые действия",— подчеркнул собеседник "Ъ".
По словам вице-президента по маркетингу и внешним связям корпорации "Иркут" (в нее входит производитель Як-130 — Иркутский авиационный завод) Владимира Саутова, комплектация этих самолетов будет базовая: единственным пожеланием заказчика стало англоязычное оснащение кабины пилота. По предварительной информации, завод сможет начать поставки первой партии самолетов заказчику уже в 2015 году.
"Этой покупкой Бангладеш закроет потребность в учебно-боевых самолетах на долгие годы,— считает главный редактор профильного журнала "Экспорт вооружений" Андрей Фролов.— На Як-130 можно учиться управлять истребителями различных поколений". По его мнению, в ближайшие годы бангладешские военные смогут закупить партию бывших в употреблении МиГ-29 или китайских F-7 (аналог МиГ-21, производящегося в Китае), чтобы дооснастить свои вооруженные силы тяжелыми истребителями и применить навыки, полученные при помощи Як-130.
Отметим, что Иркутский авиастроительный завод сейчас загружен заказами по линии Минобороны РФ — в частности, идет исполнение контракта от 2011 года на поставку 65 самолетов данного типа. В декабре того же года был выполнен первый экспортный контракт на поставку 16 самолетов вооруженным силам Алжира, а в 2013 году началось производство первых из 36 единиц Як-130 для ВВС Сирии. Однако, как заверил "Ъ" господин Исайкин, в страну они пока не поступили.