К общественному обсуждению привлекают Общественную палату
Правительство дорабатывает систему "нулевых чтений" документов
К предварительному обсуждению правительственных проектов нормативно-правовых актов может быть привлечена Общественная палата. Однако, по информации "Ъ", общий объем документов, которые проходят общественную экспертизу, может быть сокращен, в том числе за счет проектов, разрабатываемых во исполнение решений Конституционного суда.
Предложения по созданию нового механизма "рассмотрения проектов общественно значимых нормативно-правовых актов" (НПА) сегодня должна обобщить правительственная комиссия по координации деятельности "Открытого правительства". Проработать вопрос до 1 февраля поручил Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию 12 декабря 2013 года, в котором он заявил о необходимости проводить так называемое нулевое чтение с участием НКО, институтов гражданского общества по всем "законопроектам, ключевым государственным решениям". Единого свода предложений заинтересованные структуры так и не составили.
Главное предложение Минэкономики, по информации "Ъ", заключается в активном привлечении общественности к обсуждению отдельных проектов на ранней стадии разработки. Минэкономики предлагает, чтобы поручения премьер-министра и вице-премьеров по разработке проектов законов и постановлений, имеющих большую "общественную значимость", предусматривали привлечение к этому процессу Общественной палаты (ОП), экспертного совета при правительстве и "заинтересованных общественных организаций". При этом ОП сможет просить о продлении срока обсуждения важных документов.
С начала работы 15 апреля по 20 декабря 2013 года портала для обсуждения правительственных документов regulation.gov.ru было размещено 8184 проекта НПА. По результатам обсуждений было доработано около 150 проектов документов, в том числе 6 проектов законов и 25 постановлений правительства. В Минэкономики выявили ряд сфер, в которых раскрытие информации признано "нецелесообразным". Соответствующие поправки к постановлению Белого дома N851 (о порядке раскрытия информации о проектах НПА и их общественном обсуждении), по данным "Ъ", уже готовы. В ведомстве решили, что можно избежать процедуры общественного обсуждения проектов НПА, которые готовятся во исполнение решений Конституционного суда (КС), поскольку это мешает исполнять решения КС "в срок" (по закону "О КС" поправки должны вноситься правительством в течение полугода после соответствующего решения суда).
Отметим, что с 2012 года КС предписал исправить целый ряд спорных норм, в том числе ограничивающих права митингующих (законодательство скорректировано) и избирателей, которые не могут обжаловать итоги выборов (правительственные поправки приняты в первом чтении). Однако Белый дом может избежать разработки поправок во исполнение решение КС — соответствующим правом с 2013 года наделены, в частности, президент, депутаты, сенаторы. Например, признанное неконституционным пожизненное поражение судимых в пассивном избирательном праве самостоятельно решили исправить депутаты-единороссы. Соответствующий законопроект они внесли в Госдуму (принят в первом чтении).
Предложения, которые представил экспертный совет при правительстве, более подробны, чем предложения Минэкономики. Например, они предусматривают обязательное составление ведомствами плана подготовки НПА, выведение "на аутсорсинг" ряда контрольных процедур, а также введение обязательного учета мнений экспертов, "поступивших в рамках публичных обсуждений" (об этом "Ъ" писал 21 января). Кроме того, экспертный совет предлагает "консолидировать действующую систему нормативно-правовых актов, регулирующих общественные обсуждения проектов актов". По информации "Ъ", разработать единый документ в этой сфере предлагал Минюст, но Минэкономики посчитало, что это выходит за рамки президентского поручения.
Глава центра ГРАНИ Светлана Маковецкая отметила, что из предложений не ясно, какой объем проектов документов будет обязателен к обсуждению. Кроме того, опасается она, "ведомства пойдут по простому пути — приглашать к обсуждению ближайший круг".