Примиряющая топография

Олег Крыштопа описал свое путешествие по стране

Книга / Проза

Фото: tempora.com.ua

В киевском издательстве "Темпора" вышла книга тележурналиста Олега Крыштопы "Украина: масштаб 1:1". ИННА БУЛКИНА настоятельно рекомендует этот сборник тем, кто сомневается в единстве страны.

Украинские тележурналисты постепенно переквалифицируются в писателей. Недавно выпустил книгу "Гагарин и Барселона" Руслан Горовой (см. "Ъ" от 15 января 2014 года). И вот — еще одно новое имя в полку украинских прозаиков: Олег Крыштопа с "Украиной: масштаб 1:1". Впрочем, разница между двумя этими книгами принципиальна: если господин Горовой сделал заявку на "литературность" и под навязчивые мантры о "невыдуманности" и "документальности" написал fiction, то его коллега просто собрал под одной обложкой свои репортажи. Однако есть у его книги и сходство с "Гагариным и Барселоной". Это тоже трип, только у Руслана Горового бесконечно передвигаются и пересекают границы разного рода вымышленные персонажи, а Олег Крыштопа — чистой воды репортер, прямая речь у него преобладает, и это его собственная речь, хотя иногда автор дает слово героям, и те рассказывают свои истории или просто подают реплики. Эти реплики становятся неожиданными и зачастую парадоксальными комментариями к некой лирической картине, нарисованной автором. Но все-таки настоящие герои очерков Олега Крыштопы — украинские города, большие и маленькие, областные центры и крохотные местечки: Донецк и Езуполь, Николаев и Чернобыль, Тернополь и Вилково. Собственно, авторская идея заключена в самом названии книги. Масштаб 1:1 — это карта Украины без топографической условности, все обозначенные здесь точки равномасштабны независимо от реальной величины.

На первый взгляд в топографии этого сборника нет очевидной логики и предпочтений. Однако сюжет угадывается: автор — уроженец Ивано-Франковска, и он перемещается с запада на восток, не скрывая при этом симпатии к последнему, к степям и терриконам. Вообще, отсутствие какой бы то ни было предвзятости, культурной и политической схематичности — одно из самых привлекательных свойств этой прозы. И вопреки заявленному журналистскому жанру, здесь впору говорить именно о прозе. Издатели настаивают на определении "репортаж", но по форме и по интонации короткие рассказы Олега Крыштопы ближе к очерку. Этот жанр процветал в киевской журналистике в начале прошлого века, потом, казалось, был утрачен, затем ненадолго возродился в пору оттепели, сегодня его напрочь вытеснили эссе модных колумнистов и заметки авторов гламурных изданий, чьи отчеты о путешествиях похожи на рекламные буклеты туристических агентств. Но то, что делает Олег Крыштопа,— это именно старый добрый очерк, где нет сюжета и нет морали, есть лишь герои, их короткие истории и голос самого автора, живой, ровный и доброжелательный.

Вся лента