"Селигер" всегда был мертворожденной затеей"
полагает Станислав Белковский
"Селигер" может остаться без Путина. Как сообщают "Ведомости" со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, глава государства не поедет на молодежный форум в этом году. Политолог Станислав Белковский обсудил ситуацию с ведущей Дарьей Полыгаевой.
Эксперты, опрошенные изданием, считают, что молодежный лагерь потеряет свое значение. Например, предпринимательская смена в этом году будет проводить свои мероприятия в молодежном лагере в Абрау-Дюрсо под руководством бизнес-омбудсмена Бориса Титова и Агентства стратегических инициатив. Ранее член президентского совета по правам человека Кирилл Кабанов обвинил Росмолодежь в том, что в 2012 году организация требовала от подрядчиков выплаты "откатов".
— Как вы считаете, действительно ехать на "Селигер" Путину уже нет необходимости?
— "Селигер" всегда был мертворожденной затеей. Просто никакой мобилизации молодежи в интересах Кремля он де-факто не создавал, а всегда был механизмом освоения определенного бюджета. Другое дело, что пока "Селигер" курировал Владислав Сурков в ранге первого заместителя руководителя администрации президента, а непосредственным начальником форума был Василий Якеменко, весьма активный бывший глава Росмолодежи, им удавалось создавать впечатление, что "Селигер" мобилизует и консолидирует молодежь в интересах власти и морочить голову этим и Владимиру Путину. Это получалось у них достаточно успешно. После ухода Суркова и Якеменко это уже так успешно не получается.
Хотя в нынешней ситуации, скорее всего, это борьба за пост главы Росмолодежи. На этот пост, как ни странно, претендует много разных людей, которые остались не у дел в последние два года после отставки Владислава Суркова с позиции куратора кремлевской внутренней политики. Поэтому "мочат" главу Росмолодежи Белоконева с помощью "Селигера". Поедет Путин на "Селигер" или нет, это еще неизвестно, так как окончательное решение еще не принято. Все это аппаратные интриги, которые имеют мало отношения к молодежной политике как таковой.
— А что у нас с молодежной политикой? Исчезло движение "Наши". Что в этом направлении происходит?
— Исчезло движение "Наши" и слава богу, потому что все движения такого типа, скорее, дискредитировали Кремль в молодежной среде. Да, конечно, очень многие представители молодежи и молодежные активисты на местах тянулись к деньгам, которые выделялись под такого типа проекты. Однако, как только алмазный дым над дворницкой рассеивался, выяснялось, что никакой идеологической основы эти движения не имеют. И реально все их участники, особенно руководители, подходят к обычным задачам более чем цинично: "Даешь деньги – изображаем поддержку Путина, не даешь – не изображаем". Эти проекты, как мертворожденные изначально, как я уже сказал, были обречены на смерть в определенный момент исторического времени. И этот момент исторического времени неумолимо приблизился.
— Как вы считаете, никакой реинкарнации чего бы то ни было подобного не будет в ближайшее время?
— Здесь нужные какие-то горящие глаза, пусть даже горящие от запаха денег. Мы видим, что поскольку сегодняшняя Россия – страна потухших глаз, мобилизовать молодежь на какую бы то ни было поддержку власти, объяснить молодежи, что власть интересуется не деньгами и не приравненными к ним материальными ценностями, а некой картиной будущего или спасением страны от "оранжевой" революции, — для чего "Наши" изначально создавались, хотя никакой "оранжевой" угрозы революции в России никогда и не было, это был чистый блеф изначально, — все это очень сложно. В Кремле не осталось людей, которые готовы без гомерического хохота все эти темы обсуждать. При Суркове это было: смеялись в кулачок и делали серьезные выражения лица, когда, казалось бы, удерживать лицо уже невозможно. А сейчас уже не такие талантливые актеры, все-таки Владислав Юрьевич Сурков – выпускник института культуры. Сейчас внутренней политикой рулят люди с другим типом образования, и, видимо, они начинают ржать быстрее над такого типа проектами, чем под них выделяется финансирование.