Бушующий "Atomos"
19 и 20 февраля в рамках фестиваля "Золотая маска" под названием "Контекст" состоится российская премьера балета "Atomos" в постановке британского авангардиста Уэйна Макгрегора.
В октябре прошлого года "Atomos" наделал много шума в Лондоне. Неуемный экспериментатор Уэйн Макгрегор, совмещающий два, казалось бы, несовместимых поста — лидера созданной им авангардной труппы "Random Dance Company" и главного балетмейстера Королевского балета "Ковент-Гарден" — в очередной раз поженил балет с наукой и высокими технологиями. На сей раз настолько высокими, что для прояснения уникальности процесса постановки в галерее Welcome Collection пришлось открыть специальную выставку: премудрости 3D позволяли каждому надевшему волшебные очки поучаствовать в постановочной репетиции в виде виртуального танцовщика. На премьере в театре "Сэдлерс-Уэллс" зрителей также оснащали очками. Семь подвешенных над сценой мониторов гнали на публику то огненные круги, то танцующие тела, то дым из заводских труб на фоне ядовито-оранжевого неба. Впрочем, все эти 3D-радости скорее дополняют, чем проясняют происходящее на сцене.
А на ней под музыку A Winged Victory For the Sullen (дуэт композиторов-электронщиков Дастина О'Хэллорана и Адама Уилци, сопровождающих спектакль вместе с вполне добропорядочным струнным квинтетом) творилась чистейшая танцевальная абстракция, которую можно было бы уподобить минималистским опусам великого старца Каннингема, если бы не темперамент Макгрегора. Этот 43-летний интеллектуал, долговязый, бритый, шарнирно-подвижный, с заводным характером лучшего в мире Карлсона, менее всего склонен изрекать хореографические постулаты — для этого он слишком любит жизнь и артистов своей Random Dance Company: "У моих ребят потрясающие способности. Не просто физические данные и техническая подготовка, но и интеллект. Они любопытны, пытливы и умеют импровизировать. Они привносят свои элементы в хореографию, смешивают различные стили. Я собрал людей из разных стран. У них разный образ мышления, разное восприятие, и, когда все это смешивается в одном котле, получается что-то совсем новое".
"Atomos" действительно похож на алхимический котел: в нем — булькая, шипя, взрываясь — из взаимодействия десяти танцовщиков рождается некая хореографическая субстанция, которой еще не подобрали названия. Она не веселит и не развлекает, не печалит и даже не пугает. Она заставляет думать. Потому что геометрия этой хореографии не от Евклида, а от Лобачевского, потому что логику сочетания движений невозможно просчитать, потому что мужчин и женщин, находящих друг друга в тщательно просчитанном сценическом хаосе, соединяет не банальное эротическое притяжение, а нечто сверхполое, но не менее безусловное и роковое.
Лондонцы — главные подопытные кролики всех арт-экспериментаторов мира — обрадовались "Atomos" как новому гаджету. Россиянам, которым мировые арт-новинки обычно доставляют с изрядным опозданием, возможно, будет нелегко разобраться в правилах новой игры. И это лишь первый пробный шар: "Золотая маска", закрыв свою программу "Легендарные имена и спектакли" (поскольку "легендарные" имеют неприятное обыкновение бесследно исчезать со сцены), собирается ежегодно поставлять в Москву то, что актуально на сцене сегодня-сейчас, включив, таким образом, Россию в мировой "Контекст".