Лидера "Братства" изолировали от общества
Валерия Вдовенко отправили в колонию-поселение
Мещанский райсуд Москвы вчера приговорил к двум с половиной годам колонии-поселения третьего, единственного остававшегося на свободе лидера экстремистского сообщества "Северное братство" — бывшего чекиста Валерия Вдовенко. Защита считает незаконным не только приговор, но и само уголовное преследование господина Вдовенко, полагая, что при разбирательстве с его делом были допущены грубые ошибки.
Как было установлено судом, в инкриминируемое бывшему сотруднику 1-го главного управления КГБ СССР Вдовенко экстремистское сообщество, по замыслу самого обвиняемого, должны были войти члены радикально-националистических молодежных группировок. С их помощью отставной чекист планировал спровоцировать общественные волнения, на их фоне захватить власть в России, а затем создать на ее территории новое националистическое государство "Светлая Русь".
В январе 2007 года экс-чекист собрал в своем офисе на Каланчевской улице в Москве с десяток единомышленников-националистов и поставил перед ними задачу — добиться национального освобождения русского народа. Так появилось движение "Северное братство". При этом организаторы собрания даже не пытались официально зарегистрировать "Братство", решив, что сама организация будет проявлять себя только агитацией в интернете, изданием националистических брошюр и выступлениями на массовых мероприятиях. Реальной же боевой силой, по замыслу организаторов "Братства", должны были стать молодежные группировки в регионах, объединенные через интернет-проект "Большая игра. Сломай систему". Авторы игры предлагали ее участникам выполнять задания, направленные, по мнению занимавшегося делом следственного управления ФСБ РФ, на "возбуждение ненависти и вражды по национальному принципу". Например, предлагалось проколоть колеса принадлежащих иммигрантам автомобилей или написать на стене их магазина фразу "Осторожно, звери!". В конечном счете созданные из участников игры "автономные группы в регионах" должны были "сплотиться для перехвата власти в условиях наступившего системного кризиса".
Мещанский райсуд признал Валерия Вдовенко виновным в "организации экстремистского сообщества" (ч. 1 ст. 282 УК РФ), приговорив его к двум годам шести месяцам колонии-поселения. Он стал третьим и последним осужденным лидером "Северного братства". Осенью прошлого года получил четыре года колонии за экстремизм и мошенничество профессор Петр Хомяков, а несколько лет назад за те же преступления был приговорен к девяти годам бизнесмен Антон Мухачев.
Адвокат Валерия Вдовенко Абдулла Гаджиев в разговоре с "Ъ" отметил, что запрошенный гособвинителем срок — три года десять месяцев колонии-поселения — был существенно сокращен судом. Защитник выразил удовлетворение и тем, что суд не стал брать его клиента под стражу, оставив избранную ранее господину Вдовенко подписку о невыезде. "На процессе ему даже было сказано: к месту отбытия наказания вам придется добираться самостоятельно",— отметил Абдулла Гаджиев. Также защитник сообщил, что его клиент не признает вины и вынесенный вчера приговор они обязательно обжалуют в ближайшие дни в Мосгорсуде. По мнению защиты, в уголовном деле нет ни одной прямой улики, доказывающей связь Валерия Вдовенко с "Северным братством". "Мой клиент действительно знал лидеров этой организации,— заявил адвокат.— И даже консультировал их по вопросам идеологии, пропаганды, партийного строительства, в которых он профессионально разбирается. Однако к деятельности самого "Братства" он не имел никакого отношения".
Интересно, что в Мосгорсуде защита планирует оспорить не только приговор, но и само уголовное преследование экс-чекиста. Как пояснил "Ъ" защитник Гаджиев, его клиенту было предъявлено обвинение в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении Петра Хомякова и "других не установленных следствием лиц". Иначе говоря, в отношении самого господина Вдовенко дело так и не было возбуждено, а следовательно, и судить его не за что. При этом защитник сослался на известное "игорное" уголовное дело — о крышевании правоохранителями подпольных казино в Подмосковье. Один из обвиняемых по этому делу, бывший сотрудник управления "К" БСТМ МВД РФ Михаил Куликов также был обвинен в получении взятки в рамках базового уголовного дела, возбужденного в отношении сотрудников прокуратуры. Позже заместитель генпрокурора РФ Виктор Гринь признал незаконным уголовное преследование оперативника и даже опротестовал его арест в Верховном суде России. "Из постановления о возбуждении уголовного дела ("игорного".— "Ъ") однозначно следует, что весь круг заподозренных следствием лиц был ограничен работниками прокуратуры области",— указал тогда господин Гринь. Верховный суд согласился с заместителем генпрокурора.