Годы дают свое
Автомобили с пробегом становятся важной частью автобизнеса
Падение продаж новых легковых автомобилей в России заставляет местных дилеров обращать все больше внимания на подержанные машины. Объем данного рынка в 2013 году был в два раза больше продаж новых автомобилей и демонстрировал рост. Российские дилеры объясняют свой интерес к подержанным машинам высокой маржинальностью — около 6-10% против 3% при продаже новых автомобилей. Выросла активность в этом направлении бизнеса и в Украине.
В 2013 году продажи новых легковых автомобилей в России упали на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, до 2,6 млн единиц (без учета LCV, которые отражаются в статистике Ассоциации европейского бизнеса), следует из опубликованного вчера исследования PricewaterhouseCoopers (PwC). В денежном выражении по сравнению с 2012 годом они снизились на 3%, до $69 млрд. Отрицательную динамику показали местные бренды, продажи которых упали в количественном выражении на 16%, до 487 тыс. машин, и на 12%, до $5,9 млрд — в денежном. Продажи импортных автомобилей снизились на 17%, до 813 тыс. машин, или на 15%, до $28,5 млрд, в деньгах. Спрос вырос лишь в сегменте иномарок российского производства. По оценке старшего менеджера PwC Сергея Литвиненко, в этом году продажи могут сократиться еще на 3%, до 2,54 млн машин.
Но, в отличие от новых автомобилей, спрос на поддержанные машины, напротив, растет. В 2013 году продажи автомобилей с пробегом увеличились на 4%, до 5,6 млн штук. Наибольший объем продаж пришелся на иномарки (62,3%), в том числе в возрасте до пяти лет (27%). Основными регионами продаж стали Центральный и Сибирский федеральные округа, где продано 25% и 16% от всего объема подержанных машин соответственно.
По данным PwC, большая часть сделок на вторичном рынке автомобилей по-прежнему заключается из рук в руки или через специализированные компании (96% продаж). Но в последнее время крупные дилеры также начали осваивать этот бизнес. В исследовании PwC отмечается, что "многие ведущие дилеры уже создали обособленные подразделения", которые продают подержанные машины. Например, "Рольф" делает это через BlueFish, а Major — через Major-Expert. Активнее всего это происходит в Москве, где, по оценке PwC, продажи автомобилей с пробегом через дилеров заняли в 2013 году около 27% рынка.
Опрошенные "Ъ" дилеры подтвердили свою заинтересованность в продажах поддержанных автомобилей, объясняя это высокой маржинальностью. "Доходность продажи автомобилей с пробегом составляет 6-10%, тогда как новых — в два раза меньше",— говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover компании "Авилон" Андрей Горшков. Другие дилеры согласны с этими цифрами. Например, по оценке президента ГК "Фаворит Моторс" Владимира Попова, средняя маржа от продажи поддержанных машин колеблется на уровне 6-8%, а новых — не более 3,5%.
В Украине наблюдаются аналогичные тенденции, говорит вице-президент "ВиДи Групп" Артем Ткаченко. По его словам, еще два года назад дилеры вообще не зарабатывали на продаже подержанных автомобилей. Максимум, на что решались участники рынка, это предоставление услуги trade-in, когда продавец меняет старую машину на новую с доплатой. Но как отметил эксперт, уже в 2013 году доля подержанных автомобилей в общих продажах достигла 5-7%.
Господин Ткаченко говорит, что в Европе продажа подержанных автомобилей занимает 40-50% в общем объеме доходов дилеров, и в Украине ситуация может быть аналогичной. По его прогнозам, рост продаж подержанных автомобилей в Украине составит 10% в год.