Отсроченный бонус
Выгодное географическое положение, густая сеть автомобильных и железных дорог, международные аэропорты дают Центрально-Черноземному макрорегиону своеобразный бонус в общероссийском процессе формирования логистических структур с дальнейшим встраиванием национальной транспортной системы в европейскую. По мнению аналитиков, пока существующие преимущества в полной мере не используются. Однако наметившиеся в минувшем году тенденции позволяют с оптимизмом оценивать перспективы ЦЧР.
ПОТЕНЦИАЛ БЕЗ АКТИВАЦИИ Многие эксперты считают, что создание мультимодального международного логистического комплекса из всех регионов Черноземья наиболее целесообразно в Воронеже. Транспортная доступность Воронежской области, ее локации на пересечении севера и юга, запада и востока, близость границы с Украиной создают хороший потенциал для реализации такого проекта.
Но, по мнению экспертов, потенциал Воронежа до сих пор находится практически без активации. «Сегодня транспортно-логистическая сфера работает не в системе, а в виде отдельных ее звеньев», – говорит председатель комитета по транспорту торгово-промышленной палаты (ТПП) Воронежской области, гендиректор «Воронежтранссервиса» Иван Корнюшкин. Руководитель ГК Inter Logistics Group Сергей Нестеров считает, что в области «практически нет качественных складских помещений, предприятия логистики в регионе работают разрозненно, рынок сильно сегментирован. Всего лишь несколько компаний имеют возможность оказывать услуги комплексно, в соответствии с международными требованиями».
«В регионе логистика как таковая не представлена: есть отдельно складские помещения и отдельно транспорт. Из-за этого расходы на логистику в себестоимости продукта могут составлять до 40%! В такой ситуации я не вижу смысла платить посреднику, мне проще организовать этот процесс самому, – сказал в интервью журналу De Facto коммерческий директор комбината «Дон» Дмитрий Шейкин.
В ходе прошлогоднего регионального промышленного форума, который состоялся в середине февраля, участники «круглого стола», обсуждая перспективы развития транспортно-логистического комплекса в Воронежской области, пришли к выводу: нужны системные решения. В частности, ГК Inter Logistics Group совместно с ТПП выступили инициаторами создания транспортно-логистического кластера Воронежской области, формирования мультимодального транспортно-логистического центра. В него войдут авиахаб «Воронеж» – крупный перегрузочный авиатранспортный узел с необходимым набором сервисов, грузовой терминал «Воронеж-3» на железнодорожной станции Придача, логистические терминалы в крупных грузообразующих центрах, Лискинский речной порт, обеспечивающий доставку экспортных грузов до портов Азовского и Черного морей, в том числе с использованием железнодорожного транспорта и переработки грузов на станции Лиски ЮВЖД. В кластер планируется включить также центры коллективного обслуживания, технического контроля и ремонта грузовых автомобилей, таможенно-логистические терминалы, склады временного хранения и сервисные зоны в МААП «Бугаевка» и «Новобелая». Все объекты транспортно-логистического кластера будут интегрированы в единую информационную сеть.
Реализация проекта, по мнению разработчиков, позволит скоординировать транспортную инфраструктуру, работу отдельных видов транспорта с развитием производительных сил региона на принципах транспортной логистики. Это создаст основу формирования мультимодального транспортно-логистический центра Воронежской области и обеспечит дополнительный приток инвестиций в столицу Черноземья. Подразумевалась реализация проекта в формате государственно-частного партнерства, поскольку без участия власти это априори невозможно.
Предложенный проект рассмотрен в облправительстве в марте 2013 года. Тогда же было принято решение создать соответствующую программу действий. Но, как констатируют участники транспортно-логистического сектора, программа до сих пор не сформирована. По мнению Сергея Нестерова, «на данный момент каких-то активных действий для развития транспортно-логистического комплекса со стороны облправительства не происходит». Однако он отметил, что последние встречи с представителями власти показали ее готовность к диалогу. ГК Inter Logistics Group совместно с компанией «Ланкс» готовят предложения в программу развития транспортно-логистического комплекса региона и занимаются объединением представителей логистического бизнеса в Альянс воронежских логистов. Под эгидой Центра кластерного развития, созданного по решению регионального правительства, идет процесс регистрации транспортно-логистического кластера.
В комитете по транспорту ТПП считают: необходимо создать управляющую компанию, которая стала бы ядром будущего интермодального транспортно-логистического кластера, вокруг которого группировались бы предприятия этого сектора. В идеале создание кластера позволит сократить расходы региональных компаний на автопарк. По информации экспертов ТПП, сейчас в Воронежской области более 100 тыс. единиц грузового транспорта разного типа. При оптимизации работы и полной загрузке машин их количество можно сократить примерно на 40%. Пока отсутствие единой системы и выверенных нормативов позволяет грузоперевозчикам вкладывать в тариф и порожние пробеги, а это ложится накладными расходами на стоимость товаров.
ПОЧВА ДЛЯ ОПТИМИЗМА «В целевой программе будет предложен системный подход при реализации транспортно-логистического потенциала, механизмы государственно-частного партнерства, также включены приоритетные инвестпроекты», – сообщает департамент промышленности и транспорта. К числу последних отнесено строительство терминала для временного хранения грузов, реализуемого ООО «Воронежская логистическая компания» в Рамонском районе. Компания уже инвестировала около 5,5 млрд руб. в запуск двух первых очередей логоцентра общей площадью 60 тыс. кв. м сухого хранения. Полностью будущий центр площадью 150 тыс. кв. м должен быть завершен в 2014 году.
Среди приоритетных проектов – возведение в Масловской промзоне логистического центра класса «А» на 150 тыс. палето-мест общей площадью 15 га. Заявленный объем инвестиций – 6,5 млрд руб. Вывод комплекса на полную мощность намечен на 2016 год и, по мнению аналитиков, закроет потребность Воронежской области в складских помещениях на 40%. Многообещающим выглядит и проект строительства модифицированного таможенно-логистического терминала общей площадью более 25 тыс. кв. м, реализуемого ООО «Регион-терминал Центр» в Кантемировском муниципальном районе вблизи таможенного пункта пропуска Бугаевка, а также целый ряд проектов в других муниципальных образованиях области. В частности, ЗАО «Пригородное» к 2017 году планирует реализовать проект по строительству крупного логистического комплекса на территории Семилукского района с объемом инвестиций в 15 млрд руб. Компания уже приобрела 400 га земли под этот объект.
Директор департамента промышленности и транспорта Алексей Бродецкий отмечает: «Начиная с этого года в дополнение к уже реализуемым на территории области будут начаты проекты построения транспортно-логистических кластеров муниципальных образований на границах транспортных коридоров “Север – Юг” и “Запад – Восток”. На первом этапе планируется провести анализ сложившихся грузопотоков всеми видами транспорта через территорию региона и определить перспективные центры сосредоточения грузов, выбрать площадки для инвесторов. Вторым этапом предусмотрена реализация проектов по строительству шести кластеров – на территориях Кантемировского, Каширского, Лискинского, Россошанского, Поворинского районов области и города Борисоглебска».
СТРУКТУРНЫЕ СДВИГИ Начальник Юго-Восточной железной дороги Анатолий Володько считает, что в Черноземье за минувший год произошли серьезные инфраструктурные изменения, позволяющие активнее формировать транспортно-логистические системы: запущена обновленная четырехполосная трасса «Дон», современный аэропорт в Белгороде. Есть перспектива роста авиационных грузоперевозок в Воронеже и Липецке.
Как отмечает руководитель проектов коммерческой недвижимости воронежской компании «Сота» Дмитрий Шерешевский, «в регионах Черноземья качественных складских помещений существенно не хватает: спрос превышает предложение примерно в полтора раза». Например, по данным инвесткомпании Vector Capital Partners, в Липецке сегмент складской недвижимости растет за счет реконструкции складов и баз советского периода. Логистические центры класса «А» и «В» в области отсутствуют. Крупнейшие местные потребители либо имеют свои складские мощности, либо используют централизованные складские мощности в соседних регионах.
Как полагает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, строительство сразу нескольких крупных складских комплексов в рамках индустриальных кластеров выглядит вполне актуально, поскольку в целом спрос на логистический сервис в последнее время формируется в Липецкой области на высоком уровне. Господин Клягин отмечает: «Качественного предложения на локальном рынке традиционно не хватало, а на фоне восстановления рынка и роста деловой активности в последние годы дефицит стал очевидным. В 2012 году ВРП региона увеличился на 7,9%, промышленное производство – на 11,9%. Индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2013 года составил 100%. В условиях расширения спроса складской рынок области остается фактически ненасыщенным». Отсутствие активности в строительстве логокомплексов аналитики объясняют высокой капиталоемкостью инвестиций: окупаемость проектов достигает 15 лет.
Тем не менее ООО «ВЛК-Липецк» воронежского бизнесмена Александра Бакирова намерено построить многофункциональный логистический комплекс класса «А» площадью около 100 тыс. кв. м на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) «Липецк». Стоимость объекта оценивается в 3,1 млрд руб., к лету 2014 года планируется сдать первую очередь проекта – 50 тыс. кв. м, в 2015 году – оставшиеся 50 тыс. кв. м. Под строительство логокомплекса ООО «ВЛК-Липецк» выделен участок площадью 17 га.
В Белгородской области реализация «интермодальной концепции, основанной на согласованной и взаимоувязанной работе магистральных видов транспорта при организации смешанных перевозок грузов» заложена в стратегии социально-экономического развития до 2020 года. Регион уже несколько лет ведет системную работу в дорожной отрасли. 2011-й стал первым годом освоения семилетней программы строительства магистральных, высокоскоростных и безопасных дорог на Белгородчине. Согласно отчету губернатора Евгения Савченко, рекордный объем работ был выполнен уже в 2011 году: в дорожном строительстве освоено 15 млрд руб.
Отметим, что облдума внесла поправки в региональный бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Сокращены расходы на агропромышленный комплекс, за счет чего 1,4 млрд руб. направлено на ремонт и строительство магистральных автодорог: трасс Белгород – Шебекино – Волоконовка и Белгород – Павловск (на участке от Корочи до Алексеевки). В 2013 году завершен инвестпроект стоимостью 4,9 млрд руб. по модернизации аэродромного и аэровокзального комплексов, что позволило существенно увеличить его пропускную способность и принимать современные пассажирские и грузовые самолеты.
В других областях Черноземья структурирование транспортно-логистического комплекса идет медленнее. Построенные в Курской облсти за последние годы логистические комплексы общей площадью около 10 тыс. кв. м используются их хозяевами только в рамках собственного бизнеса. Как сообщили в комитете по экономике правительства Курской области, в 2013 году здесь был завершен единственный инвестпроект в сфере логистики, реализованный ЗАО «Конти-Рус»: строительство нового производственно-логистического комплекса Курской кондитерской фабрики, площадь которого составляет 57 тыс. кв. м. Объем инвестиций – 6,5 млрд руб. По словам генерального директора компании «Конти» Олега Логвинова, российский рынок является стратегически важным для них, и поэтому основные инвестиции направляются именно в Курск.
В Тамбовской области, по информации начальника управления экономической политики Сергея Юхачева, в минувшем году изменений в транспортно-логистической сфере региона не произошло. Аналитики объясняют это снижением деловой активности в области. По итогам 11 месяцев 2013 года доля убыточных предприятий Тамбовской области составила 28,4%. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года этот показатель вырос на 4,5%. Если такая динамика сохранится в ближайшие пять лет, то к 2018-му половина предприятий региона будут убыточными, считают эксперты. Агрохолдинг «Зеленая долина» анонсировал строительство собственного логокомплекса, тепличного комбината и электростанции, но отложил реализацию проекта из-за масштабности инвестиций (6,5 млрд руб.).
Первый резидент индустриального парка «Зеленая роща» в Орловской области – ООО «Агро-Альянс» – начал строительство гречнево-хлопяного завода с элеватором и фасовочно-логистическим комплексом общей площадью 10 тыс. кв. м, разделенного на помещения площадью по 2 тыс. кв. м. Новое предприятие введут в строй в 2014 году. Общий объем инвестиций составит 510 млн руб.
По мнению аналитиков, отсутствие в субъектах РФ единой согласованной стратегии развития различных видов транспорта и терминально-складской инфраструктуры привело к ряду негативных последствий. В частности, исчерпанию пропускной способности транспортных артерий, нехватке современного логистического сервиса, увеличению сроков транспортировки и обработки грузов, повышению уровня загрязнения окружающей среды «и, как следствие, к тому, что транспортная составляющая в окончательной цене товаров доходит до 25%».
«Себестоимость автомобильных перевозок в России превышает аналогичные показатели развитых зарубежных стран в 1,5 раза, а расход горючего выше в среднем на 30%. В России, где расстояние перевозки грузов в два-три раза выше, чем в большинстве других стран, это губительно для экономики», – считает президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов. При таких обстоятельствах важность выстраивания эффективных логистических систем возрастает кратно.
Эксперты Knight Frank отмечают, что традиционные области размещения автотранспортных операторов – Московская и Ленинградская области – уже близки к насыщению и перспектива развития рынка начинает смещаться в регионы. Возможно, тренд позволит регионам Черноземья превратить потенциальные транспортно-логистические возможности в реальные доходы территорий.