«Наши недостатки в условиях спада инвестиционной активности являются и нашим преимуществом»
Судя по показателям 2013 года, экономика Воронежской области находится в рецессии, но далека от кризисных явлений, считает руководитель управления Федеральной налоговой службы (УФНС) России по региону Cергей Дуканов. Вместе с ним Guide попытался разобраться в эффективности господдержки особо значимых проектов, угрозах ВТО и ценности демонтированных рельсов.
Guide (G): Какие тренды в экономике Воронежской области представляются вам определяющими и есть ли среди них кризисные?
Сергей Дуканов (С.Д.): Я бы говорил о рецессии, но не о кризисе. Наш регион совпадает по макроэкономическим показателям в целом с Россией и Центральным федеральным округом. В области происходит снижение темпов роста оборота организаций (с 117,9% по итогам 2012 года до 109,2% по итогам прошлого года), снижение индекса промышленного производства (с 129,4 до 106,4%), уменьшение темпов роста прибыли организации (с 118,6% по итогам 2012 года до 73,8% по итогам 11 месяцев 2013-го). В то же время растут совокупные сбережения населения региона, что обусловлено ростом сбережений во вкладах и ценных бумагах, причем чуть ли не в 1,8 раза по итогам девяти месяцев 2013 года. Значительно увеличиваются суммы потребительского кредитования населения. Соответственно, потребление товаров и услуг воронежцами сохраняется на прежнем уровне. Кроме того, в регионе практически отсутствует задолженность по заработной плате. Об отсутствии кризиса свидетельствует и существенное сокращение безработицы, рост номинальных и реальных доходов населения. Однозначно можно сказать, что, несмотря на ухудшение основных макроэкономических показателей, Воронежская область оказалась по итогам прошлого года в относительно неплохой экономической ситуации. Она позволила на общероссийском фоне иметь положительную динамику по налогам. Прирост составляет 9% по сравнению с 2012-м, тогда как в целом по стране он либо ниже, либо с отрицательной динамикой. Можно сделать вывод об относительной гармонии распределения рабочей силы, существующих в Воронежской области местах приложения этой силы и о том, что наши недостатки в условиях спада инвестиционной и промышленной активности являются и нашим преимуществом.
Дело в том, что спад промпроизводства обычно влечет за собой как резкое ухудшение макроэкономических показателей, так и потребления населения. В Воронежской области основной спад промпроизводства выпал на конец 90-х – начало 2000-х. Сейчас стабильная ситуация и относительно положительный вектор движения. В области отмечается рост инвестиций в сельское хозяйство, строительство. Если шесть лет назад строительство 600 тыс. кв. м в год были для региона пределом мечтаний, то сегодня 1,2 млн кв. м вполне достижимы. Гармоничное соотношение предложения рабочей силы и спроса на нее является конкурентным преимуществом нашего региона.
G: Еще в середине 2013года хорошим итогом года считался выход на тот же объем налогов, что и в 2012-м, о росте никто и не говорил.
С.Д.: Действительно, не исполнялись бюджетные назначения по многим видам налогов, в частности по налогу на прибыль. И такая задача – получить хотя бы нулевой результат – была в середине 2013-го. Но начиная с конца августа-сентября налоговые поступления значительно увеличились. Произошло небольшое оживление наиболее значимых макроэкономических показателей всей области, поэтому год налоговые органы закончили даже лучше, чем прогнозировали налоговые органы при составлении бюджета. Когда мы пытаемся понять, что же сыграло основную роль в развитии экономики в этом или прошлом году, мы обращаемся к конкретным налогоплательщикам. Составляем список: какие дали плюс, какие минус. Как ни парадоксально, одни и те же плательщики оказываются в совершенно разных категориях по годам, но в целом некую картину по области дают не конкретные 20-30 плательщиков, а тысячи, до 10 тыс. Вот оно – конкурентное преимущество региона. Если бы бюджетную ситуацию в области определяли пять-десять плательщиков, то, разумеется, ухудшение финансового положения одного из них повлекло бы за собой риск ухудшения налоговых отчислений в бюджет в целом. Для Воронежской области не имеет принципиального значения, как сработали единичные налогоплательщики. Важно, какова экономическая ситуация в регионе, какова ситуация в стране с точки зрения спроса на товары, работы и услуги. Кроме того, имеет принципиальное значение активность населения области. А она оценивается, с моей точки зрения, доходом от предпринимательской деятельности, уровнем зарплаты, доходом от дивидендов. Ежегодно именно эти позиции и растут. В прошедшем году наибольшие темпы роста налоговых поступлений дал налог от доходов физических лиц (111,5%), а его удельный вес в доходах области достиг 43%. Налог на имущество организаций показал немного худшие темпы роста, чем в прошлом году (116,2% против 129% в 2012 году). Это во многом объясняется большим количеством налоговых льгот. Налог на прибыль удалось собрать фактически на уровне 2012 года – 99%, его доля 25%. Всего за 2013 год в консолидированный бюджет РФ поступило в виде налогов от региона 74,5 млрд руб.
G: В последние месяцы года возникли проблемы в финансовой сфере региона: у нескольких банков была отозвана лицензия. Это отразилось на итоговой статистике?
С.Д.: Банки в прошедшем году не стали основным звеном, формирующим налоговые доходы региона. Они дали существенное снижение поступлений по отношению к 2012 году. Но мы только в апреле получим отчеты о деятельности местных финансовых учреждений, и тогда, возможно, появится объяснение происходящим в банках процессам. Пока можем строить гипотезы. Скорее всего, в ближайшее время произойдет серьезное расслоение банков по разным критериям. Принято формировать рейтинги банков, куда включаются такие показатели, как развитость сети, стоимость активов. На деле же главное, какая цель работы конкретной организации: или банк просто выполняет функции финансового учреждения, или банк, его владельцы и менеджмент откровенно встают на путь хищения средств клиентов, переводят их на подконтрольные фирмы. Перспектив у такого бизнеса, вне зависимости от места в рейтингах, нет никаких. События, происходящие в финансовой сфере в конце года, тому доказательство: лицензии отзываются по одному критерию – есть ли какие-то здоровые силы у банка вести свою деятельность и рассчитываться по обязательствам? Или их нет и регулятору дешевле остановить растаскивание банковского актива сегодня, чем дожидаться завтрашнего дня?
Государство дает понять и бизнесу, и потребителям его услуг, что лучше сегодня рассчитываться по долгам конкретного банка, чем потом. Это дешевле. Тот факт, что данный процесс начался в конце прошлого года, еще одно подтверждение, что страна находится не в кризисе, а в рецессии. Как вы помните, в разгар кризиса 2009-го не могло быть и речи об отзывах лицензий. Тогда был вброс денег в отрасль. Грамотное решение на тот момент. Сегодня, как я считаю, принимаемые регулятором действия укрепляют экономическую составляющую, финансовую дисциплину в стране и создают хорошие предпосылки для органичного вытеснения слабых организаций.
G: А как так получается, что у нас в экономике рецессия, а потребление услуг и товаров растет?
С.Д.: Мы должны, наверное, провести грань между такими понятиями, как «кризис» (когда нарастает безработица, число банкротств, ухудшается финансовая дисциплина, сокращаются налоговые отчисления) и «рецессия». Последняя подразумевает снижение темпов роста. То есть мы не имеем тех темпов, что были год назад, но имеем рост по отношению к предыдущим показателям. При этом организации могут вводить некоторые ограничения на инвестирование средств в завтрашний день, но основной свой капитал, рабочие руки и головы, они сохранят.
А по отношению к прошлому году мы имеем рост как номинальных, так и реальных доходов даже при снижении темпов роста макроэкономических показателей. Долго ли это будет продолжаться? Если мы относимся к рецессии как к временному явлению, то она будет продолжаться год или два в зависимости от наших надежд и перспектив. Падение темпов может приобрести и критический характер. Очень важно, что индекс промышленного производства остался положительным к рекордному позапрошлому году (более 130%). Поэтому я думаю, что рецессия в нашем случае может замениться и экономическим ростом.
G: Какое количество индивидуальных предпринимателей сегодня в регионе?
С.Д.: Число воронежских индивидуальных предпринимателей в прошлом году сократилось более чем на 9% и по состоянию на начало этого года составило 51,1 тыс. При этом официально налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в прошлом году выросли. По итогам года в целом – на 5,5% (114 млн руб.). За прошлый год в регионе зарегистрировано около 6,3 тыс. ИП, прекратили деятельность 12 тыс. предпринимателей. В сопоставимых условиях потери бюджета от сокращения числа предпринимателей в 2013 году приблизились к 250 млн руб. Это та налогооблагаемая база, которую могли бы сформировать предприниматели, прекратившие свою деятельность.
G: Вы сказали, что отличительная черта Воронежской области – отсутствие предприятий, формирующих основную налоговую базу. Но долгое время принято было считать, что местная экономика зависима от Воронежского пивзавода, шинного, «Синтезкаучука», КБХА и других крупных производителей с многолетней историей. Ситуация изменилась?
С.Д.: Практически все названные вами плательщики не оказались ни в числе лидеров, ни в числе аутсайдеров по объему налоговых платежей. Проводя анализ налоговой нагрузки крупнейших плательщиков, эксперты были удивлены: те предприятия, которые на слуху, находятся в медиапространстве, имеют определенные проблемы с налогами. Самыми лучшими плательщиками оказались те, о которых мы зачастую ничего не слышим. Из 130 крупнейших плательщиков региона примерно 70 вообще не упоминаются в СМИ. Они не попадают в поле зрения налоговых органов, так как существенные объемы выплачиваемых ими налоговых платежей не вызывают вопросов.
G: А есть ли у вас опасение, что объем налоговых поступлений может снизиться в связи с присутствием России в ВТО? Период плавного вхождения во всемирную организацию и знакомства с ее правилами сокращается.
С.Д.: Мы продолжаем слышать разговоры о ВТО как о неком монстре, который должен проглотить местных производителей. Наши рассуждения похожи на мысли первобытного человека, который увидел огонь и ему страшно. Присоединение к всемирному объединению означает лишь права и соответствующие им обязанности. По большому счету, с точки зрения налогообложения вряд ли произойдут существенные изменения в ближайшие год-два. Но если российский рынок будет открываться иностранному бизнесу, более конкурентоспособному, то, разумеется, это повлечет за собой создание новых рабочих мест, более эффективных, более высокооплачиваемых, и уменьшение цены товаров, работ и услуг. Пока массового выдвижения в сторону РФ иностранного капитала мы не видим. Равно как и такого же движения российского капитала за пределы постсоветского пространства. Тому есть в том числе экономические причины. Достаточно плотная конкурентная среда в Европе, российскому бизнесу будет сложно завоевать западные рынки.
Рынки развивающихся стран для нашего бизнеса предпочтительнее. Но пока российский капитал может получить прибыль от своих вложений внутри страны в 50% и более, вряд ли он пойдет в другие юрисдикции, где больше 0,5% в год не сделаешь.
Мы, правда, сталкиваемся тут с другой проблемой. Очень часто международные эксперты завышают для зарубежных инвесторов оценки рисков на территории РФ. Мол, как вы можете поехать в Россию, где нет гарантий права собственности, конкуренции и прав человека? Я общался с одним немецким инвестором, который прекрасно говорит на русском и давно вкладывает средства в экономику Воронежской области. Он пытается объяснить своим землякам, что РФ – выгодное место для вложения капиталов, но ему отвечают фразами из местных газет и предупреждают, что в итоге у него отберут бизнес, как у многих олигархов, бежавших в Лондон. Но этот немец уже начал принимать капиталы за пределами РФ и инвестировать их в Россию. На таких условиях его коллеги вкладывать соглашаются и удивляются, что могут получить более 10% дохода с инвестиций.
G: В 2012 году сфера ЖКХ показала наихудший налоговый результат. Какой ситуация была в 2013 году?
С.Д.: Емкость рынка коммунальных услуг велика (свыше 5 млрд руб. в год) и ежегодно прирастает. При этом доля участия муниципалитета в сфере управления и эксплуатации жилого фонда сведена практически к нулю, тогда как несколько лет назад составляла 60%. Самоустранение муниципалитета от сферы ЖКХ не повлекло за собой создания эффективной системы контроля деятельности управляющих компаний. В настоящее время, по информации налоговых органов, свыше 20% управляющих организаций не имеют ни активов, ни оформленных трудовых отношений. В указанной сфере нужен жесткий муниципальный контроль.
После уголовных дел, возбужденных в начале прошлого года, рынок явно встряхнулся. Как вы помните, правоохранительными органами были установлены факты участия некоторых УК практически в криминальной деятельности, когда более 600 млн руб. полученных платежей от населения при наличии долгов перед ресурсоснабжающими организациями (более 800 млн руб.) и налоговыми органами перечислили на счета номинальных компаний, абсолютно не связанных с коммунальной сферой. Экономический эффект от уголовных дел и заявлений политических лидеров области очевиден. Прирост налогов от ЖКХ составил 15% по сравнению с 2012-м. Сегодня 95% выставляемых счетов за жилищно-коммунальные услуги населением оплачиваются. При таком уровне наши граждане могут рассчитывать на большее качество жилищно-коммунальных услуг.
G: Год назад вы отмечали, что количество банкротств муниципальных предприятий резко сократилось. Тенденция сохраняется?
С.Д.: Роста банкротств по области вообще нет, и это тоже показатель отсутствия кризиса. На начало 2014 года количество предприятий-банкротов составляло всего 342. За минувший год на 55 (14%) количество банкротов сократилось. Темпы роста новых банкротов отстают от темпов роста прекращения банкротных дел. Общая сумма задолженности банкротов составляет на сегодня почти 4,9 млрд руб., тогда как на начало 2013 года было 5,4 млрд (доля УФНС на начало 2014-го – 7,6%), муниципальных банкротов осталось 10, из них шесть в Воронеже. За последние два года не вводилось банкротство ни на одном МУПе, сумма реестровой задолженности по муниципальным предприятиям составляет всего 392 млн руб. В основном она образовалась в результате деятельности одного предприятия – «Воронежгорэлектротранса».
Налоговая задолженность муниципальных предприятий, которые не являются банкротами, составляет около 100 млн руб. Она сократилась с 2010 года на 887 млн руб. Это результат работы областных властей, налоговой службы, правоохранительных органов и муниципалитетов.
G: Что мешает завершить банкротство «Воронежгорэлектротранса»?
С.Д.: Единственный оставшийся актив предприятия – это снятые с улиц города рельсы (по разным подсчетам, около 117 тыс. п. м, свыше 5800 тонн. – G), которые надо было оценить, продать, а до этого сохранить. Причиной затягивания этой процедуры в последнее время является спор городской администрации с муниципальным предприятием-банкротом. После решения кассационной инстанции арбитражного суда актив может быть реализован, а банкротство завершено.
G: Насколько эффективной вам кажется господдержка, которая предоставляется различным инвесторам в нашей области?
С.Д.: Если говорить о государственной поддержке в виде налоговых льгот, то наибольшие суммы предоставленных льгот отмечаются по налогу на имущество организаций. В 2010 году их сумма составила 2,1 млрд руб., в 2011 году – 2,9 млрд руб., в 2012 году – уже 3,3 млрд. За 2013 год предварительно можно говорить об объеме льгот порядка 2,5 млрд руб. Конечно, далеко не все эти льготы связаны с инвестиционной деятельностью, поскольку часть из них выражается в поддержке бюджетной, социальной сфер. А если говорить о льготах непосредственно инвесторам в рамках особо значимых инвестпроектов, то сумма предоставляемых льгот по налогу на имущество в 2010 году составила 220 млн руб., в 2011-м – 210 млн руб., в 2012-м – 250 млн руб. В 2013 году сумма предоставленных льгот по инвестиционным проектам, по прогнозным оценкам, сохранится на уровне 200 млн руб.
В минувшем году правительство области поддержало наше предложение о включении в критерии оценки эффективности мер господдержки социальную эффективность, бюджетную и экономическую. Причем бюджетная эффективность понимается как налоговая отдача от каждого проекта. Именно в этом году количество налоговых льгот было пересмотрено в сторону их уменьшения и, действительно, удалось отказаться от значительного количества льгот, оцененных как неэффективные. Состоялось первое заседание облправительства, где обсуждался вопрос эффективности мер господдержки одной небольшой категории плательщиков. Дана оценка – «эффективный» в целом, за исключением двух предприятий. То есть впервые создается инструмент межведомственной оценки эффективности. Единственное, что предстоит реализовать, – публичное обсуждение любой льготы не столько в бизнес-среде, сколько на уровне экспертов. Я считаю, что в области сработали саморегулирующие механизмы, которые позволили предложению, связанному с оценкой эффективности, воплотиться в жизнь.
G: Как за последний отчетный период изменилось число миллионеров Воронежской области?
С.Д.: Только 141 человек получил налогооблагаемый доход свыше 10 млн руб., свыше 50 млн – 11 человек, и четверо – свыше 100 млн. Миллиардеров в области больше нет (ранее таковыми оказывались граждане, занимающиеся операциями с валютами или участвующие в схемах обналичивания средств. – G). Наиболее успешные люди у нас заняты в сельском хозяйстве, энергосбытовой отрасли, производстве мебели. Сумма уплаченного миллионерами НДФЛ – 424,3 млн руб. (316,8 млн – с зарплаты и дивидендов и 107,5 – с доходов от предпринимательской деятельности), для сравнения: всего в 2012-м в бюджет поступило НДФЛ 22,33 млрд руб. Доля в этом налоге обеспеченных граждан составила 1,9% .