The Trio Of Oz

Это может показаться странным, однако джазовые обработки рок-песен существуют примерно столько же, сколько существует сам рок. Во всяком случае, джазовые версии песен The Beatles нередко появлялись вскоре после выхода оригиналов. Пуристы, может, и кривились, однако для многих джазовых музыкантов — как старших поколений, так и тем более младших,— использование популярного неджазового материала было вполне естественным делом. И все же рок-песни в большинстве своем так и не стали для джазовой аудитории чем-то привычным, многие до сих пор удивляются, встречая в репертуаре джазовых ансамблей не "Someday My Prince Will Come" или "I Got Rhythm", а произведения The Rolling Stones или, чего доброго, Nirvana. Интереснейшее американское трио The Bad Plus наверняка еще долго будут помнить, как джазовый ансамбль, исполняющий "Smells Like Teen Spirit" и "Iron Man", хотя музыканты давно уже занимаются совсем другим.

Фото: Redferns via Getty Images/Fotobank.com

В последнее время если уж джазмены обращаются к року (ну и поп-музыке заодно), то берут в оборот произведения, появившиеся в течение нескольких последних десятилетий. Оно и понятно: старые песни старыми песнями, однако мир меняется, аудитория молодеет и слушает новенькое. Вот и у The Trio Of Oz в репертуаре немало совсем свежего, самый старый номер из тех, которые ансамбль записал на альбоме три с лишним года назад, — песня "King Of Pain" группы The Police, выпущенная в 1982 году. Участники трио говорят, что играют "альтернативную импровизационную музыку". Надо сказать при этом, что для интерпретаций модных и культовых рок- и поп-песен The Trio Of Oz избрала довольно стандартное звучание: это обычные фортепиано-контрабас-ударные, разве что вместо рояля иногда все же используются различные тембры и даже шумы из синтезатора, ну и ритмы ударных неизбежно напоминают о том, что эта "альтернативная музыка" довольно современна.

Oz или OZ — это барабанщик Омар Хаким и пианистка Рейчел Зи, идеологи и основатели проекта (контрабасисты в составе трио регулярно меняются). Из направлений, которые принято относить к джазу, Хакиму и Зи (ее настоящая фамилия — Николаззо) ближе всего фьюжн: барабанщик играл в знаменитом ансамбле Weather Report, а пианистка — с тамошним саксофонистом Уэйном Шортером (его пьеса ESP, сочиненная для Майлза Дэвиса, иногда появляется и в репертуаре The Trio Of Oz). Оба они работали с вибрафонистом Майком Маниери (кстати, именно он посоветовал Рейчел придумать себе псевдоним). Пианистка всегда интересовалась роком — так, у нее была своя группа Peacebox, в которой она пела. Случилось ей принять участие в турне Питера Гейбриела. Создавать собственные джазовые интерпретации рок- и поп-песен она начала более десяти лет назад, первым подобным опытом был альбом, посвященный творчеству Джони Митчелл. Собственно, и репертуар The Trio Of Oz вырос из альбома Рейчел, для участия в котором она привлекла Омара Хакима. В карьере барабанщика рок- и поп-музыка значат ничуть не меньше, а то и больше, чем джаз. Джазовым музыкантам нередко случается играть на рок-альбомах — так, вышеупомянутый вибрафонист Майк Маниери и трубач Рэнди Бреккер играли на знаменитой пластинке Dire Straits "Brothers In Arms". В записи участвовал и Хаким — но не как приглашенный музыкант: он сыграл там почти все барабанные партии. Среди артистов, с которыми он записывался,— Стинг, Дэвид Боуи, Майкл Джексон, Брайан Ферри, Брюс Спрингстин (но, впрочем, также и Майлз Дэвис, и Майкл Бреккер, и Мишель Петруччани), а совсем недавно этот список пополнил электронный дуэт Daft Punk, отхвативший за альбом "Random Access Memories" с участием Хакима несколько премий "Грэмми". Ну а в репертуаре The Trio Of Oz — песни Alice In Chains, Depeche Mode, Coldplay, New Order. Иногда, впрочем, они оказываются неожиданно разбавлены какой-нибудь "Summertime".

Клуб Игоря Бутмана (на Чистых Прудах), 14 февраля, 20.30

Григорий Дурново

Другие концерты недели

Вся лента