Обвиняемому в организации убийства отберут присяжных
Просьбу адвокатов Виталия Ковалева вернуть дело в прокуратуру суд отклонил
Ленинградский областной суд вчера завершил предварительные слушания по делу Виталия Ковалева, обвиняемого в организации убийства экс-председателя городского комитета по науке и высшей школе, ректора Государственного университета сервиса и экономики Александра Викторова. Леноблсуд отказался вернуть дело в прокуратуру, как просила защита Ковалева, и назначил на конец февраля отбор присяжных. Отметим, что непосредственный убийца ректора и пособник уже осуждены к длительным срокам реального лишения свободы.
Нападение на Александра Викторова и его жену произошло вечером 5 сентября 2012 года. Киллер, поджидавший ректора во дворе его загородного дома во Всеволожске (Ленинградская область), несколько раз выстрелил из пистолета в бывшего чиновника, смертельно ранив его. Елена Викторова получила огнестрельное ранение бедра и выжила.
Управление СКР по Ленобласти возбудило уголовное дело, в рамках которого через несколько недель были задержаны Виталий Ковалев, Вячеслав Макаров и Андрей Елисеев. Двое последних пошли на сделку со следствием, дав показания против Ковалева и признав себя виновными. В связи с заключением Макаровым и Елисеевым досудебных соглашений их дела были выделены в отдельное производство и переданы впоследствии во Всеволожский горсуд Ленобласти.
Осенью прошлого года суд признан Елисеева виновным в убийстве по найму Александра Викторова, в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью Елене Викторовой и незаконном обороте огнестрельного оружия и приговорил его к 13 годам колонии строгого режима. В этом году Леноблсуд рассмотрел его апелляционную жалобу и оставил квалификацию и размер наказания в силе.
Дело Вячеслава Макарова также было рассмотрено осенью прошлого года. Всеволожский горсуд признал его виновным в подстрекательстве и пособничестве в убийстве ректора, а также в подстрекательстве и пособничестве в приготовлении к убийству по найму предпринимателя Зарубина и приговорил его к девяти годам шести месяцам с выплатой потерпевшим штрафа в размере 1,6 млн рублей.
Следствие по делу Ковалева завершало управление СКР по Северо-Западному федеральному округу. В первый раз прокуратура вернула дело обратно: защита заявляла ходатайство о том, что следствие не изучило версию о возможной причастности к этому преступлению других лиц. В частности, речь шла об умершем бизнесмене Марате Бозиеве, обвиненном в причастности к убийству главного архитектора Всеволожского района Эдуарда Акопяна.
Во второй раз прокуратура, изучив материалы дела Ковалева, утвердила обвинительное заключение и передала материалы в Леноблсуд, где вчера прошли предварительные слушания.
По версии следствия, неустановленные лица в неустановленном месте предложили Ковалеву за €50 тыс. организовать убийство Александра Викторова. Обвиняемый привлек к исполнению заказа Вячеслава Макарова, который, в свою очередь, вызвал из Сибири Андрея Елисеева. Как следует из материалов дела, Ковалев дал подельникам сигнал об отъезде из вуза господина Викторова и его супруги, направлявшихся в свой загородный дом. Макаров и Елисеев уже ожидали возле дома ректора. Елисеев, как установлено судом, расстрелял супругов Викторовых, Макаров забрал его с места преступления.
На предварительных слушаньях защита снова попыталась вернуть дело в прокуратуру. По словам адвоката Ковалева Ларисы Фон-Арев, при получении некоторых доказательств следствием допущены процессуальные нарушения, в самом обвинительном заключении защита также усмотрела нарушения уголовно-процессуального кодекса. Однако Леноблсуд, видимо, не посчитал их препятствующими рассмотрению дела и отказал в удовлетворении просьбы защиты. Вместе с тем, как уточнила адвокат, закон не препятствует им во время судебного разбирательства просить об исключении доказательств, которые, по оценке защиты, были получены с нарушениями закона. Затем Леноблсуд продлил на шесть месяцев Виталию Ковалеву срок содержания под стражей и назначил на конец февраля отбор присяжных.
Как отметила после процесса Лариса Фон-Арев, защита хотела бы видеть присяжными "в первую очередь, вменяемых людей". "А кто они будут по профессии и социальному статусу — это неважно", — добавила защитник.