Вопрос цены

Михаил Якубов, заместитель директора отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle

Интерес инвесторов к строительству паркингов в крупных городах УрФО не очень высок из-за менее жесткой, чем в Москве, парковочной политики и невысокого платежеспособного спроса на данный продукт. Что удивительно, несмотря на более суровый климат, востребованность подземного или утепленного наземного паркинга в проектах в УрФО существенно ниже, чем в Москве.

Себестоимость строительства машино-места зависит от типа паркинга: подземный, структурированный или простой наземный. Если не учитывать стоимость земли, то средняя себестоимость варьируется от нескольких десятков тысяч рублей за простую наземную парковку до 2–2,5 млн рублей за машино-место в подземном паркинге в здании в центральной части города. Для УрФО верхняя планка себестоимости будет ниже — по моим оценкам, не выше 1 млн рублей в самом исключительном случае.

Подземная парковка очень удобна и ценится арендаторами, но дорогая в части строительства, эксплуатации и не всегда технически возможна (коммуникации, грунтовые воды и т. д.), поэтому в основном реализуется в объектах самого высокого класса, расположенных в центральных районах города.

Разумный компромисс: структурированная наземная парковка, представляющая собой отдельно стоящий многоэтажный объект с несколькими парковочными уровнями, из которых доступ осуществляется непосредственно в офисное здание. Как правило, парковка неотапливаемая, что позволяет удешевить строительство и последующую эксплуатацию. Для застройщиков сдача машино-мест в аренду — это очень низкодоходный и долгосрочный бизнес, который менее интересен по сравнению с простой продажей машино-мест.

Стимулировать девелоперов инвестировать в паркинги можно было бы за счет нормативов по минимальной обеспеченности машино-местами строящихся объектов, а также налоговыми и прочими льготами для тех, кто эти нормативы превышает.

В сознании жителей, в свою очередь, необходимо сформировать понимание, что за хранение собственного автомобиля нужно платить, и это нормальная общемировая практика.

Во всех крупных городах мира действует более или менее жесткая парковочная политика, при этом она распространяется не только на центр города, просто стоимость стоянки и штрафы за несоблюдение правил различаются в зависимости от локации. Именно грамотная парковочная политика совместно с рядом льгот для тех, кто строит парковки, создает необходимые предпосылки для повышения обеспеченности качественными парковочными местами.

Вся лента