«Томск» горел из-за халатности
В пожаре на АПЛ признаны виновными экипаж и работники завода
Как стало известно „Ъ“, комиссия по расследованию причин, приведших к возникновению пожара на атомной подводной лодке (АПЛ) «Томск», проходившей плановый ремонт на ОАО «ДВЗ Звезда» в Приморском крае, пришла к выводу, что виноваты и работники завода, и личный состав корабля. Несмотря на обещание судоремонтников устранить последствия в течение десяти дней и сдать АПЛ флоту до конца 2013 года, «Томск» до сих пор проходит ремонт, точный срок окончания которого представители завода назвать не берутся.
«Комиссией по расследованию причин, приведших к возникновению пожара, было установлено, что возгорание произошло в результате ряда грубых нарушений требований пожарной безопасности, допущенных работниками завода и личным составом корабля при проведении огневых работ. По окончании расследования был издан приказ генерального директора предприятия о принятии мер по недопущению пожаров при проведении огневых работ на ремонтируемых заказах»,— сообщил „Ъ“ источник на Дальневосточном заводе «Звезда».
В комиссию по расследованию причин пожара на «Томске» вошли представители предприятия, пожарных и военных. Выводы объединенной комиссии отправлены в ОСК (Объединенная судостроительная корпорация.— прим. „Ъ“), но пока никакой реакции нет, пояснил источник.
Напомним, пожар возник 16 сентября 2013 года при проведении сварочных работ «в 14 ЦГБ (цистерне главного балласта.— прим. „Ъ“) правого борта на объекте Минобороны — заказе 663», то есть на АПЛ «Томск», которая заканчивала плановый ремонт на заводе «Звезда» в приморском городе Большой Камень.
«Люди не пострадали»,— утверждает пресс-служба завода «Звезда». Но сразу после пожара были госпитализированы 15 членов экипажа подводной лодки, которых выписали через два дня, 18 сентября, по окончании углубленного обследования. «Никаких отклонений в их здоровье врачи не нашли»,— заверили тогда в штабе Тихоокеанского флота.
В военном ведомстве сообщили, что причиненный в результате инцидента ущерб оказался минимальным, а восстановление подлодки может занять до десяти дней. По факту пожара было возбуждено дело «о превышении полномочий».
Вице-премьер Дмитрий Рогозин 18 сентября поставил вопрос о снятии с должности директора завода «Звезда» Владимира Аверина, который попрощался с коллективом предприятия 1 октября 2013 года. «Здесь ответственность и завода»,— сказал господин Рогозин. Он добавил, что также дал поручение «провести неожиданные комплексные проверки на всех предприятиях, не только судоремонтной и судостроительной отрасли, но в целом по промышленности по пожарной безопасности, чтобы были эти огнетушители чертовы, они должны быть проверены, они должны работать, противогазы должны быть, люди должны быть обучены, кто и что делает в каждый конкретный момент».
Вице-премьер подчеркнул, что эта авария практически повторила сценарий другого ЧП, которое произошло в 2011 году на АПЛ «Екатеринбург». «После «Екатеринбурга» мы дали очень глубокие поручения по всему регламенту. Положение по работам, в том числе с открытым огнем, было еще в 1985 году. Тогда была холодная война. Понятно, что с многих лодок не снималось оружие, на всякий пожарный случай. Но сейчас-то время другое»,— подчеркнул господин Рогозин, добавив, что такие риски неоправданны. «Мне было обещано руководством ОСК (Объединенной судостроительной корпорации.— прим. „Ъ“), что лодка будет отремонтирована до конца и все-таки сдана флоту в конце этого года»,— сообщил господин Рогозин.
Однако АПЛ до сих пор находится на заводе «Звезда». «Томск» пока даже на воду не спускали, ориентировочное время окончания ремонта — апрель, но это очень приблизительно, и не исключено, что его в очередной раз передвинут на более позднее время, сообщил «Ъ» источник на заводе.