Россия движется к регулированию выбросов
Минэкономики и бизнес согласовали план мероприятий
Минэкономики, "Деловая Россия" и РСПП пришли к согласию по проекту распоряжения правительства о плане мероприятий, призванных удержать выбросы парниковых газов в экономике к 2020 году на уровне 75% от 1990 года. До конца 2015 года предполагается ввести обязательную углеродную отчетность для бизнеса и добровольную — для региональных властей, разработать долгосрочный прогноз эмиссии, отраслевые показатели ее сокращения и выбрать рыночные инструменты регулирования выбросов. Среди последних — налоги, углеродный рынок и поддержка отдельных проектов за счет госвливаний.
На следующей неделе Минэкономики должно передать на межведомственное согласование проект распоряжения правительства с планом мероприятий, конкретизирующих действия властей по выполнению прошлогоднего указа президента "О сокращении выбросов парниковых газов". Его цель — удержать углеродную эмиссию на уровне не более 75% от 1990 года в 2020 году (сейчас — порядка 70%). В среду этот документ был принципиально одобрен отраслевыми экспертами, "Деловой Россией" и РСПП.
Проект плана состоит из трех разделов. Первый касается формирования системы учета выбросов парниковых газов в РФ и предполагает разработку до конца 2014 года нормативной базы и методологии обязательного мониторинга выбросов, а также отчетности предприятий. Для регионов же будут разработаны рекомендации по добровольной инвентаризации эмиссии. Уже к середине 2015 года Российский реестр углеродных единиц должен начать учет всех выбросов компаний. Второй раздел плана предполагает к середине 2014 года разработку долгосрочного прогноза выбросов (до 2020 и 2030 годов) и его обновление раз в два года. В октябре же должна появиться методика измерения сокращений для отдельных секторов экономики, а через год и конкретные показатели ограничения их выбросов.
Необходимость введения секторальных ограничений и рыночных инструментов регулирования в Минэкономики объясняют "большим риском" того, что цель, поставленная президентом, к 2020 году выполнена не будет. В 2011 году эмиссия углерода была на 30,8% меньше, чем в 1990 году, но за год показала резкий рост (более чем на 5%), свидетельствует Росгидромет (см. "Ъ" от 1 ноября 2013 года). "Без внедрения специальных мер регулирования вероятность того, что выйдем за 75% уже в 2017-2018 годах, достаточно велика",— убежден замглавы профильного департамента министерства Олег Плужников.
Независимые исследователи такой угрозы не видят. "Предварительные результаты анализа показывают, что естественный предел (роста выбросов.— "Ъ") не превышает значений 1990 года. Он не может быть превышен по одной простой причине: у нас либо на высокотехнологичной основе будет более динамичный рост, и тогда выбросы расти не будут, либо на старой технологической основе будет очень медленный рост",— считает директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков. Он убежден: возможно "глубокое" сокращение парниковой эмиссии. Например, на 50% к 2050 году от уровня 1990 года — за счет повышения энергоэффективности на первом этапе, а затем за счет снижения углеродоемкости экономики. С выводами господина Башмакова соглашаются в Высшей школе экономики (ВШЭ) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Их подкрепляет и свежий прогноз развития энергетики РФ и мира до 2040 года Института энергетических исследований РАН и Аналитического центра при правительстве РФ.
Между тем эксперты и чиновники признают: качественных данных о выбросах в РФ нет. Реальная же причина алармизма Минэкономики заключается в растущем отставании России в мировой гонке за энергоэффективность и зависимости от экспорта углеродов. В качестве эксперта на отраслевом круглом столе 29 января Олег Плужников в очередной раз заявил о недееспособности действующей госполитики стимулирования энергоэффективности, что ранее фактически признал и глава Минэнерго Александр Новак (см. "Online" от 19 декабря 2013 года). Главная проблема — отсутствие действенных экономических стимулов, которыми могут выступить углеродные налоги, рынок переуступки прав на сокращенные выбросы (он, согласно мировой практике, позволяет в разы сократить издержки компаний) и господдержка успешных проектов.
Обсуждению конкретных моделей построения углеродного рынка посвящен третий раздел проекта плана правительства — они должны быть выбраны до конца 2016 года. Не считая стран Центральной и Северной Африки, Россия остается единственной страной мира, где углеродное регулирование отсутствует.