"Эта мера увеличения доходов бюджета не принесет, а людям создаст лишние проблемы"
Дешевые квартиры будут облагать специальным налогом, заявил замглавы Минфина Сергей Шаталов в интервью "Ведомостям". Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Светлана Бондарчук и председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин обсудили предложенную меру с Андреем Норкиным.
По словам Сергея Шаталова, это касается случаев, когда цена жилья при продаже ниже 70-80% от кадастровой стоимости объекта. Тогда разница между этими цифрами должна облагаться подоходным налогом. Ранее облагать налогом слишком дешевое жилье предлагала Федеральная налоговая служба.
— Светлана Леонидовна, насколько я прав, что действительно были предложения от налоговой службы? Насколько они отличались от того, что говорит господин Шаталов? Поддерживаете ли это вы?
С.Б.: Они не отличались. Это наше консолидированное предложение. Может быть, не очень корректно говорить о том, что дешевые квартиры будут как-то по-другому облагаться. Речь идет о том, что квартиры реально продаются совершенно по другой цене. Они заявляют о цене, не соответствующей рыночной, для того, чтобы уходить от налогообложения. Поэтому они как продавались по рыночной стоимости, так и будут продаваться. Но мы бы хотели, чтобы у налоговых органов появилась возможность исчислять налоги, исходя из реальной рыночной цены, близкой к той, по которой они продаются. И как ориентир предлагается взять кадастровую стоимость, которая позиционируется как ориентировочная рыночная стоимость, может быть, с некоторым дисконтом. То, о чем говорил Сергей Дмитриевич Шаталов, нужно для того, чтобы нивелировать перепады кадастровых стоимостей, поскольку это действительно ориентировочные рыночные цены, то есть еще чуть-чуть ее понизить. Конечно, это не тот миллион рублей, о котором сейчас идет речь.
— Дмитрий Дмитриевич, ваше отношение к этим предложениям?
Д.Я.: Понятно, что мера оказывается, на самом деле, попыткой государства увеличить сборы граждан. При этом, к сожалению, видимо, формат интервью или формат выступления не предоставил возможности рассказать о значимости — насколько эти вот уклонения от уплаты налогов являются массовыми в России. Ипотека идет "в белую", большинство потребителей, которые понимают, что занижение цены в договоре — это будущая головная боль в случае суда с продавцом, также декларируют полную стоимость квартиры. У меня ощущение, что эта мера существенного увеличения доходов бюджета не принесет, а людям создаст лишние проблемы, связанные со сбором дополнительных бумаг. Это первое. Второе — у нас, по сути, появляется возможность, если раньше налоговая служба не смотрела на квартиры, которые более трех лет находились в собственности, при продаже, будут подлежать налогообложению.
— Можно я вас сейчас перебью, я просто хочу процитировать Сергея Шаталова. Он говорит так: "Мы хотим ограничить льготу. Она должна даваться только при продаже единственного жилья, при этом снимается требование о трехлетнем сроке владения". Это была цитата. И еще он говорит, что нужно специально прописать те обстоятельства, когда сначала человек покупает второе жилье, потом продает свое первое.
Д.Я.: Я предлагаю эти все эксперименты, связанные с тем, что россияне массово занижают сумму в договорах, чтобы уклоняться от налогов, начинать с особого ранга граждан России — с чиновников. И когда этот эксперимент покажет успешность, и люди честно будут платить налоги за свои квартиры, тогда можно этот эксперимент расширять на другие субъекты Российской Федерации.
— Светлана Леонидовна, ваше мнение?
С.Б.: Вообще, конечно, предложение интересное — сначала вовлечь чиновников в эту процедуру. Но чиновники точно такие же граждане. Сегодня он чиновник, завтра он работает совершенно в другом месте. И сложно какой-то особый подход к определенной категории выделить. Но я хочу напомнить, что мы и сегодня даем возможность. Облагается налогом разница между затратами и доходом в случае продажи жилья. Поэтому если затраты подтверждаются, то сама сумма налога крайне небольшая. Давайте не будем забывать, для чего эта норма вводилась изначально. Мы изначально хотели как-то нормализовать рынок инвестиционных квартир. Если это приобретается для целей инвестиций и зарабатывания денег, то получается, что здесь в какой-то степени мы стимулируем вложения в эту недвижимость и в какие-то дополнительные активы. Тоже достаточно такая странная мера. Поэтому нам кажется, что абсолютно справедливо, что граждане не занижают цену ипотечного жилья при продаже, в этом нет необходимости, там и вопросов никаких нет. Но, к сожалению, достаточно большая доля инвестиционных квартир продается именно так, и покупались они тоже непонятно каким образом, если затраты нельзя подтвердить изначально.
— Дмитрий Дмитриевич, ваш комментарий.
Д.Я.: Сложно говорить, большая доля или небольшая. Но у меня общее ощущение такое, что, если есть конкретные случаи смехотворной продажи, когда человек покупает с дотацией от работодателя, государственного учреждения, квартиру в десять раз ниже рыночной или в несколько раз ниже кадастровой, в таких случаях нужно начинать уделять пристальное внимание целесообразности расходования государственных средств на субсидии при покупке таких квартир чиновником. После этого можно говорить о том, что сегодня у нас такие уклонисты есть, и выстраивать им барьеры, вводить новые налоги, потому что при отсутствии честности со стороны государства требовать дополнительных документов и дополнительных денег — это не совсем правильно.