"Те, кто сегодня устроил истерику по поводу "Дождя", завтра будут с думских трибун лицемерно обличать ЕС"
Роскомнадзор выявил нарушение закона о СМИ в опросе телеканала "Дождь" о блокаде Ленинграда. Ведомство подразумевает статью, которая обязывает журналиста уважать "права, законные интересы, честь и достоинство граждан". Роскомнадзор отправит профилактическое письмо в адрес телеканала, которое не повлечет никаких санкций. Независимый журналист Константин Эггерт считает, что в этой истории отразилась суть философской проблемы свободы слова, которая остается ключевой для России и не только.
Учитывая чувствительность военной темы для российского сознания, выставить команду "Дождя" в виде Иванов, не помнящих родства, властям оказалось проще простого. Мне лично вопрос про возможную сдачу Ленинграда показался не кощунственным (в конце концов, советские войска сдали и Киев, и десятки других городов), сколько нелепым. Ну ясно же, что ждало бы оставшееся в городе население в случае сдачи: евреев –– на расстрел, остальным ––принудительные работы и голодная смерть. Да и эффект от падения бывшей столицы для остальной страны был бы сокрушительным.
Но речь сейчас о другом принципиальном аспекте нашей современной жизни. "Имеет ли гражданин или средство массовой информации право высказывать мнения, которые кому-то –– властям или другим гражданам –– кажутся ошибочными, глупыми или обидными?" –– вот какой вопрос возникает в результате этого скандала. Мое личное убеждение, что в здоровом обществе такое право относится к числу фундаментальных.
Для меня Первая поправка к Конституции США, защищающая фактически абсолютную свободу слова –– один из важнейших текстов в истории человечества. И я всегда буду защищать право наших сталинистов устраивать шествия с портретами их усатого кумира, какими бы лично мне, внуку лагерника, они ни казались оскорбительными. Зато в соседней с Соединенными Штатами Канаде или в Европейском союзе приняты всевозможные законы против так называемого языка вражды или риторики ненависти. Разумеется, все это делается во имя всеобщего мира и гармонии.
Но вы расскажите про эту гармонию авторам карикатур на пророка Мохаммеда или христианам-традиционалистам, которым именем политкорректности затыкают рот.
Те, кто сегодня устроил истерику по поводу "Дождя", завтра будут с думских трибун и телеэкранов лицемерно обличать ЕС за то, что там невозможно критиковать гей-браки или мусульманских радикалов. Господа, постыдитесь! А еще лучше –– подумайте о будущем России.
Свобода слова может быть неудобной, неприятной, колючей. Но она –– абсолютная ценность и, каким бы парадоксальным это ни показалось, основа стабильности. Эта свобода –– гарантия того, что общество не превратится в наглухо закрытую пароварку, с которой когда-нибудь взрывом сорвет крышку. Сейчас стало модно говорить о христианских корнях нашей цивилизации. Ну что же... "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Помните, из какой книги эти свободные слова?