"У Царнаева в США действительно существует группа поддержки"

Гособвинение будет требовать смертной казни для Джохара Царнаева, сообщает издание The Boston Globe. Штат Массачусетс, на территории которого Царнаев вместе с братом Тамерланом организовал теракт, формально не запрещает смертную казнь. При этом эта мера наказания последний раз применялась там в 1947 году. Корреспондент ИД "Коммерсантъ" в США Кирилл Белянинов рассказал подробности Дарье Полыгаевой и Олегу Богданову.

Фото: vk.com

Д.П.: Я так понимаю, чтобы потребовать смертной казни, нужно было одобрение министра юстиции — что и произошло?

К.Б.: Да. Дело в том, что, согласно закону, подобные меры могут применяться только в федеральных судах, то есть при рассмотрении дел, которые имеют общенациональное значение. Речь идет именно о таком деле.

Два месяца назад прокуратура Бостона передала свои ходатайства в Министерство юстиции США, свои документы передали и адвокаты Джохара Царнаева. По закону генеральный прокурор должен был принять решение до 31 января. Собственно говоря, в сроки он уложился, одобрив применение смертной казни для Царнаева.

Д.П.: Меньшая мера наказания возможна в этой ситуации?

К.Б.: Да, возможна. Дело в том, что — как вы уже отметили — с 1947 года в Бостоне и в штате Массачусетс высшей мерой наказания считается пожизненное заключение без права на досрочное освобождение или помилование. Именно такого наказания будут требовать адвокаты. Более того, к ним сегодня присоединились правозащитники из Американского союза гражданских свобод и Ассоциации юристов Бостона. Они заявили о том, что смертная казнь является чрезмерно жестоким наказанием и противоречит конституции штата.

О.Б.: Скажите, а каким образом смертная казнь производится? Это электрический стул или инъекция, может быть?

К.Б.: В большинстве штатов в основном применяется инъекция, хотя сейчас идут разговоры о возвращении к старым методам совершения смертной казни

О.Б.: Через повешение?

К.Б.: Дело в том, что применение смертельных инъекций вызывает протест правозащитных организаций, они настаивают на том, что у приговоренных происходят длительные и мучительные агонии, поэтому в некоторых штатах сейчас обсуждают возможность возвращения к электрическому стулу.

О.Б.: Гильотина проще.

К.Б.: А в южных штатах, в Аризоне и Техасе, даже обсуждают возможность расстрела как наиболее гуманного.

О.Б.: Кстати, это будет показываться, транслироваться как-то, или закрыто все будет?

К.Б.: Нет, конечно.

Д.П.: Еще приговора нет.

К.Б.: Дело в том, что, несмотря на то, что в Соединенных Штатах формально не отменили смертную казнь, она действительно применяется, если я не ошибаюсь, в 16 штатах до сих пор. В исключительных случаях на так называемую церемонию приглашаются родственники жертв или люди, имеющие непосредственное отношение к делу. Конечно, никаких телетрансляций не будет.

Д.П.: Когда слушания начнутся вообще? Что там с расследованием?

К.Б.: Этот вопрос должен решиться на следующей неделе, потому что для назначения даты необходимо было получить ответ генпрокурора. То есть его получили в четверг, в этот же день распоряжение генпрокурора прокуратура Бостона передала в суд, и в пятницу состоятся закрытые прения между сторонами обвинения и защиты, и будет определено начало процесса. Прокуратура уже сказала, что, по их подсчетам, процесс может занять примерно три месяца.

Д.П.: Царнаев признал свою вину, какие-то от него заявления были в последние месяцы?

К.Б.: Нет, Царнаев не признал свою вину. О единственном заявлении, которое он сделал, стало известно из интервью, которое дал глава отделения ФБР в Бостоне в начале июня прошлого года. Он заявил, что во время первых допросов Царнаев не признавал свою вину и выражал готовность продолжать джихад, заявляя, что к нему в скором времени присоединятся множество сторонников. Дело в том, что Царнаев находится не просто в одиночном заключении, вплоть до декабря с ним имели право общаться только врачи и адвокаты. Сейчас этот список немного расширился, по крайней мере, к нему без присутствия адвокатов имеют право приходить судебные эксперты и люди, имеющие отношение к процессу. До декабря это было невозможно.

О.Б.: Как общество к процессу относится? Помню, какие-то фотографии публиковали, где он был похож на молодого Джона Леннона, какие-то симпатии даже возникали. Сейчас как общество американское относится к нему? Вот к этой истории всей?

К.Б.: Большая часть не поддерживает применение смертной казни. Согласно последнему опросу, который проводила Boston Group на прошлой неделе, 57% жителей Бостона, где и произошел теракт, выступают за пожизненное заключение для него, только 33% считают, что наказанием должна стать смертная казнь.

У Царнаева в США действительно существует группа поддержки, более того, представители этой группы были на первых двух судебных слушаниях по делу в июле и в сентябре прошлого года. У суда появилось примерно 30 юношей и девушек в возрасте до 20 лет в майках с портретами Царнаева.

Как признала прокуратура, он получает довольно большое количество писем поддержки. Правда, прокуратура также отмечает, что практически все маньяки и серийные убийцы в США немедленно становятся своеобразными звездами и получают довольно много писем от своих фанатов, включая просьбы о женитьбе, поэтому Царнаев тут не стал исключением.

О.Б.: А у него доступ к интернету есть в тюрьме?

К.Б.: Нет. Единственное, что ему позволено, — он может раз в неделю разговаривать по телефону с кем-то из членов семьи, при этом членам семьи запрещено рассказывать о содержании этих разговоров. Это единственный способ, которым он может связаться с окружающим миром.

Вся лента