Экспертному заключению изберут меру пресечения
Искусствоведа Елену Баснер заподозрили в заведомо ложном суждении
Октябрьский суд Санкт-Петербурга вчера отложил на 72 часа рассмотрение ходатайства следствия об избрании меры пресечения одному из ведущих отечественных экспертов в области русского авангарда Елене Баснер. Искусствовед является фигурантом дела о продаже в 2009 году подделки картины художника начала XX века Бориса Григорьева петербургскому коллекционеру за $250 тыс.
Искусствовед Елена Баснер, дочь знаменитого советского композитора Вениамина Баснера, была задержана в минувшую пятницу сотрудниками петербургского главного следственного управления СКР и "антикварного" отдела ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области. Накануне она вернулась из Хельсинки, где работает консультантом по живописи известного аукционного дома Bukowskis. "Она подозревается в том, что летом 2009 года высказала заведомо ложное суждение о подлинности картины художника Григорьева "В ресторане", которая впоследствии была продана за $250 тыс.",— сообщили в Следственном комитете. По месту жительства госпожи Баснер, а также по другим адресам была проведена серия обысков, в ходе которых были изъяты различные предметы, по утверждению правоохранителей, "представляющие интерес для следствия".
Вчера госпожу Баснер доставили в Октябрьский райсуд для избрания меры пресечения. При входе в зал заседаний она заявила, что ни в чем не виновата. Впрочем, решения суд не принял: по просьбе прокуратуры, попросившей дополнительное время для подготовки и обоснования своей позиции, заседание отложено до среды. Об этом сообщила адвокат искусствоведа Лариса Малькова. Официально обвинение госпоже Баснер пока не предъявлено.
Как рассказывал "Ъ" (см. номер за 14 августа 2012 года), история с подделкой началась в 2009 году, когда петербургский коллекционер Андрей Васильев купил у давнего знакомого — издателя книг о русских художниках Леонида Шумакова, через которого он и ранее приобретал произведения живописи, картину Бориса Григорьева "В ресторане", написанную в 1913 году. В марте 2010 года после восстановления небольшого участка работа была представлена на московской выставке "Парижачьи", где ее и увидела бывший эксперт Центра реставрации имени Грабаря Юлия Рыбакова, сообщившая коллекционеру, что ему досталась фальшивка, на которую она ранее давала отрицательное заключение. Этот вывод основывался на том, что в красках, которыми была написана картина, использовались вещества, которые стали применяться значительно позже смерти автора. Позднее Русский музей, в запасниках которого, как выяснилось, хранится оригинал работы Григорьева, также признал это полотно подделкой.
Господин Васильев попытался вернуть деньги, но получил отказ. В ходе дальнейшего разбирательства выяснилось, что господину Шумакову полотно якобы порекомендовала как подлинное ранее много лет проработавшая в Русском музее ведущий специалист в области русского авангарда Елена Баснер, а той — гражданин Эстонии Михаил Аронсон, кстати, ранее судимый за кражи, разбой и распространение наркотиков.
После долгих проверок (Андрей Васильев несколько раз обращался в суд с жалобами на бездействие правоохранительных органов) Петроградское УМВД возбудило дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере), а в прошлом году, после визита в Санкт-Петербург председателя СКР Александра Бастрыкина, оно было принято в производство ГСУ этого ведомства.
В Русском музее не раз отрицали причастность к истории c подделкой. Госпожа же Баснер ранее говорила "Ъ", что уверена в собственной невиновности, а начало уголовного расследования ее только радует, поскольку она сама заинтересована в том, чтобы правоохранительные органы объективно разобрались в этой истории.