Держи оборот шире
Биржа мотивирует брокеров торговать менее ликвидными акциями
На Московской бирже сегодня заработал новый вариант программы маркетмейкинга на фондовом рынке. С помощью модификации тарифов биржа мотивирует брокеров активнее работать не с бумагами, которые не нуждаются в поддержке оборотов, а с менее ликвидными акциями, в том числе самой Московской биржи.
Изменения в программе маркетмейкинга по акциям на фондовом рынке Московской биржи вступили в силу с субботы, 1 февраля; сегодня — первый торговый день по новым правилам. Биржа скорректировала систему начисления вознаграждения для маркетмейкеров (брокеры и их клиенты, поддерживающие ликвидность определенных бумаг). Зарабатывать на оборотах по наиболее ликвидным бумагам российского рынка маркетмейкерам стало труднее. Вознаграждение за выполнение маркетмейкерских функций ежедневно рассчитывается как произведение оборота по бумаге на два коэффициента, и значение весового коэффициента для акций "Газпрома" и Сбербанка снижено вдвое — до минимальных 0,00005. У большинства остальных бумаг коэффициент сохранен в размере 0,0001. У двух — акций АЛРОСА, проводившей в прошлом году размещение на Московской бирже, и собственно Московской биржи,— повышен вдвое, до 0,0002.
По словам управляющего директора по фондовому рынку Московской биржи Анны Кузнецовой, изменение вынудит маркетмейкеров начать работать с менее ликвидными акциями. Для повышения привлекательности работы с такими бумагами смягчены и другие условия — для акций "Э.ОН Россия", "Интер РАО ЕЭС" и "Россетей" снижен минимально допустимый объем заявок.
При этом система вознаграждения маркетмейкеров на рынке акций теоретически позволяет клиентам брокеров дважды получать от биржи деньги за одни и те же операции. Дело в том, что, согласно тарифу, по которому работают крупнейшие игроки рынка, за сделки, совершенные между клиентами одного брокера, биржа возвращает таким клиентам 50% уплаченной биржевой комиссии, которая составляет 0,0085% от оборота. Если предположить, что оборот брокеру-маркетмейкеру обеспечивают два клиента, торгующие внутри него, то получится, что они и обеспечат себе возврат комиссии, и получат вознаграждение за маркетмейкерство (оно рассчитывается для каждого брокерского счета отдельно).
В крупных брокерских компаниях считают, что "двойное вознаграждение" участников рынка могло возникнуть на бирже случайно при разработке нормативных документов, но массовые случаи злоупотребления этой ситуацией им неизвестны. "Не слышал, чтобы кто-то так торговал. Но в любом случае, уверен, что это лишь ошибка",— говорит гендиректор инвесткомпании "Финам" Сергей Лукьянов. "Если кто-то из брокеров решит вот так зарабатывать, биржа это очень быстро увидит и может изменить маркетмейкерскую программу так, чтобы не только закрыть эту лазейку, но и сделать ее менее выгодной в целом. Что, собственно, и происходит",— считает гендиректор брокерского дома "Открытие" Юрий Минцев.
"Эти две программы — по маркетмейкерам и по возвратной комиссии — вовсе не ошибка. Разрабатывая их, мы надеялись стимулировать интерес маркетмейкеров",— возражает Анна Кузнецова. По ее словам, на внутриброкерские сделки приходится всего 5% по конкретной бумаге от дневного оборота брокера, что вполне укладывается в среднерыночные объемы. Госпожа Кузнецова также напоминает, что объем внутриброкерских сделок никак не регулируется законодательно.
"5% — это неокончательная цифра, важна сама методика расчетов. Было бы хорошо, если бы эту ситуацию на предмет манипулирования двумя брокерами или их клиентами проверил Центробанк",— говорит пожелавший остаться неназванным участник рынка. "Есть ошибка, а стало быть, любой может ею воспользоваться",— указывает частный трейдер Александр Жаворонков. В службе по финансовым рынкам Банка России заявили, что обратили на происходящее внимание.