В Страсбурге заинтересовались тюремным транспортом
ЕСПЧ изучит российские автозаки и спецвагоны
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подвергнет комплексному анализу российскую систему транспортировки заключенных. Вчера Страсбург направил правительству РФ вопросы о техническом оснащении российских автозаков и запросил ведомственные приказы, регулирующие транспортировку зэков. Юристы говорят, что в ЕСПЧ скопилось не меньше 40 аналогичных жалоб и в отношении России может быть вынесено так называемое пилотное решение — обязывающее в кратчайшие сроки устранить нарушения прав заключенных.
Сведения о техническом состоянии российских автозаков и поездов, предназначенных для транспортировки заключенных, а также нормативные акты, регулирующие вопросы этапирования, ЕСПЧ запросил в рамках рассмотрения жалобы жителя Коми Алексея Томова. В 2011 году правозащитная организация "Общественный вердикт" от его имени обратилась в ЕСПЧ с жалобой на нарушение ст. 3 Европейской конвенции о правах человека (запрет на пытки). Как рассказал "Ъ" адвокат господина Томова Эрнест Мезак, житель Коми в 2009 году при перевозке по Воркуте более двух часов провел в неотапливаемом автозаке, где на трех квадратных метрах находилось еще десять заключенных с личными вещами. Так же тесно и холодно было и в железнодорожном вагоне, куда затем пересадили осужденного для этапа в колонию. "Это первая жалоба, по которой Страсбург направил в Россию столь подробный запрос. До этого в суде по упрощенной схеме было коммуницировано порядка 40 аналогичных жалоб от российских заключенных",— заявил господин Мезак.
Вопросы конвоирования регулируются внутренним приказом Минюста и МВД 199дсп/369дсп от 24 мая 2006 года. В пункте 167 документа говорится, что при конвоировании в спецвагоне не более четырех часов допускается посадка в большие камеры до 16 и в малые до 6 человек, а в автомобиль грузоподъемностью 1,5-2 тонны — до 13 человек, 2,5-3 тонны — до 21 человека, 4 тонны — до 36 человек. Однако 25 января 2012 года Верховный суд РФ отменил норму инструкции, касающуюся перевозки в спецвагонах, при этом признав допустимой перевозку заключенных в условиях, когда на каждого приходится от 0,3 до 0,5 квадратного метра. При этом в ряде постановлений ЕСПЧ прямо говорится, что 0,5 квадратного метра является недостаточной площадью при этапировании, сколько бы оно ни длилось.
В пресс-службе ФСИН "Ъ" заявили, что пока не видели запроса от ЕСПЧ, но отметили, что "тщательно следят за условиями перевозки заключенных". "Каждая жалоба на холод или тесноту в автозаках становится предметом интереса высшего руководства. Мы стараемся максимально оперативно устранять эти недостатки. Можем сказать, что сейчас большинство автозаков и поездов оснащены и кондиционерами, и печками",— сказали в ведомстве.
Глава рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания при Госдуме Владимир Осечкин говорит, что большинство заключенных по-прежнему сталкиваются "с нечеловеческими условиями транспортировки". "В той же Москве конвоирование является настоящей пыткой. С утра порядка 30 человек заталкивают в сборное отделение, а затем часами возят по судам в автозаках, нарушая все возможные нормы, в том числе и по количеству заключенных на один квадратный метр",— пояснил он. По словам господина Осечкина, основная проблема заключается в устаревших нормативных актах, регулирующих правила транспортировки осужденных и подследственных.
По мнению господина Мезака, ЕСПЧ может вынести так называемое пилотное постановление, позволяющее указать государству на меры решения структурной проблемы и определить сроки ее устранения. Последний раз в отношении РФ оно выносилось в январе 2012 года и также касалось системы ФСИН: судьи проанализировали около 30 жалоб на условия содержания в российских тюрьмах и СИЗО. "В данном случае,— считает господин Мезак,— ЕСПЧ может обязать РФ полностью пересмотреть нормативную базу, касающуюся условий транспортировки заключенных".