Переходное стояние
Павел Шеремет: украинский конфликт имеет все шансы вернуться к опасной черте
Вызов, который каждый день бросает сама себе Украина, называется битвой за компромисс. Вроде бы обострять ситуацию снова после уличных боев в Киеве никто не хочет. Но и отступать — тоже. В этой политической теснине маневрировать трудно, а существовать мучительно всем — и власти, и оппозиции, и олигархам, и обывателям. Правительство страны в ранге и.о. премьера возглавил Сергей Арбузов, крупный финансист из Донецка. Изменило это что-нибудь? Да ничего: и угроза эскалации противостояния никуда не делась, и конструктивной повестки дня не родилось. Каковы перспективы, пытался понять "Огонек"
В ближайшие дни истекут две недели, отведенные властью для оппозиции на освобождение захваченных административных зданий. Если здания активисты протестов не освободят, то закон об амнистии участников майданов перестанет действовать, и тогда конфликт имеет все шансы вернуться к опасной черте. Именно такая перспектива, увы, выглядит наиболее реальной: если еще 2 месяца назад отставка правительства могла бы остановить волну протестов, то сейчас противостояние зашло настолько далеко, что успокоить его формальными уступками и ритуальными малозначительными жертвами уже никак не получается.
Значительная часть протестующих украинцев не доверяет Януковичу, их требования к власти за последнее время ужесточились. По данным опроса, который провели фонд "Демократические инициативы" и Киевский международный институт социологии, 63 процента участников майдана не поддерживают переговоры между властью, оппозицией и общественными лидерами. 82,7 процента жестко настроены на выполнение всех требований, предъявленных майданом власти. Готовых к компромиссу явное меньшинство: только 11,7 процента назвали достаточным выполнение нескольких основных условий.
Пока и власть, и лидеры оппозиции, понимая нависшую над страной угрозу серьезного раскола, пытаются найти компромисс. Отмена "драконовских законов", освобождение из тюрем нескольких активистов майдана, периодические консультации и переговоры сторон политического конфликта показывают, что никто не хочет идти на обострение. Но перемирие последних двух недель довольно хрупкое, и ситуация может взорваться в любой момент.
Напряженное ожидание развязки не только в Киеве — в регионах тоже. Хотя надо понимать: оценивать его по картинкам с нашего телевизора трудно, возникает ощущение, что Украина распадется на днях, а это явно не так. Не говоря уж о том, что Уголовный кодекс страны предусматривает серьезные сроки и за действия, направленные на смену конституционного строя и захват государственной власти, и за преступления, угрожающие целостности страны.
У нас, например, много говорили как о сенсации: в Харькове неделю назад на "экстренном Всеукраинском слете" первичные организации Партии регионов создали "Украинский фронт". Говорилось, что в этот фронт войдут представители восточных областей страны для противодействия националистам с запада. "Наш "Фронт" начнет зачищать и очищать украинскую землю от тех, кто пришел сюда с оккупационными планами",— цитировали инициатора мероприятия харьковского губернатора Добкина. При этом почему-то не говорилось о том, что никого из серьезных и влиятельных украинских политиков на съезде "Украинского фронта" не было. Как и о том, что, по оценкам экспертов, это собрание напоминало скорее слет политических маргиналов и радикалов с "антимайдана". Показательны и фигуры главных действующих лиц — губернатора Харьковской области Добкина и мэра города Кернеса. Со стороны может показаться, что это очень серьезно — губернатор и мэр большого города во главе движения. Но на самом деле Добкин и Кернес — многолетние герои сатирических роликов и скандальных публикаций на Украине. Ни один действительно серьезный политик не будет иметь с ними дела, поскольку репутация у обоих более чем скандальная. В Киеве комментировали однозначно: для громкого "шухера" эти люди подходят, для серьезных переговоров и судьбоносных решений — едва ли. При этом знающие ситуацию люди отмечают: не стоит фантазировать по поводу харьковских перспектив, пока своего слова не сказал главный олигарх Харьковщины, многолетний негласный хозяин города пан Ярославский. А у него очень плохие отношения с Добкиным и Кернесом, и Ярославский едва ли активно поддержит сепаратизм своих земляков. В самом деле, в Харькове активисты майдана хоть и не пытались блокировать местную администрацию из-за угроз столкновений, но не чувствуют себя забитыми и униженными — регулярно проводят там свои акции и на прессинг местных властей не особо жалуются.
В то же время, скажем, в Днепропетровске представителей майдана жестоко побили во время попытки блокировать областную администрацию. Неласково обошлись с оппозицией и в Запорожье, и в Черкассах. В Николаеве и Одессе чиновники забаррикадировали входы в областные администрации бетонными блоками, перекрывали трассу Киев — Одесса, опасаясь колонн активистов с запада. Но говорить о том, что юг и восток Украины готовы куда-то "уйти" от "злобных националистов с майдана", нельзя. Главным хозяевам Востока — олигархам типа Рината Ахметова, раскол и распад страны абсолютно не выгоден. Тот же Ахметов, самый богатый человек страны и близкий человек к семье Януковича, посылает сигналы обществу, что выступает за поиск мирного компромисса. А отличие украинских олигархов от российских в том, что они уже тесно интегрированы в мировую экономику.
Особняком стоит только Крым. Руководители Верховного совета АР Крым инициировали внесение изменений в Конституцию автономии и поручили проработать вопрос о возможном обращении "за защитой" к России. Регионал Владимир Клычников заявил, что в условиях политического кризиса и "рвения к власти групп национал-фашистского толка", которые якобы стремятся ликвидировать автономный статус Крыма, местная власть должна проявить политическую волю по защите прав и свобод. Он инициировал и проведение общекрымского опроса общественного мнения о статусе Крыма.
Но такой опрос и проводить не надо: большинство мечтает о присоединении к России. За исключением крымских татар. Их сейчас — около 10 процентов. Как мне рассказал один из руководителей движения крымско-татарского народа, настроение у людей депрессивное: татары под российский протекторат переходить не хотят. Но в случае если ситуация не успокоится и начнется реальное движение в сторону отделения Крыма от Украины, то крымские татары "будут действовать, и действовать активно". Куда заведет такая активность, даже думать не хочется.
Власть денег
У первой десятки украинских олигархов по версии "Форбс" отношения с политикой давно отстроены
Ринат Ахметов
На президентских выборах в 2004, 2010 годах поддерживал Виктора Януковича. В 2005-2012 годах — депутат от Партии регионов, спонсор партии
Юрий Косюк
Начинал бизнес с Игорем Тарасюком, управляющим делами президента Виктора Ющенко в 2005-2010 годах. Политических взглядов публично не выражал
Виктор Пинчук
Женат на дочери Леонида Кучмы. В 1998-2006 годах депутат от "Трудовой Украины"
Петр Порошенко
С 2012 года — народный депутат-самовыдвиженец. Кум Виктора Ющенко. Был представителем Евромайдана на последнем форуме в Давосе
Игорь Коломойский
Считался спонсором Юлии Тимошенко, позже выступал в поддержку президента Виктора Ющенко
Константин Жеваго
В 2006-2012 годах депутат Верховной рады от Блока Юлии Тимошенко. С 2012 года — самовыдвиженец
Вадим Новинский
В 2013 году избран в Верховную раду на довыборах в Севастополе. Был поддержан Виктором Януковичем. Член фракции Партии регионов
Сергей Тигипко
В 2010 году занял третье место на выборах президента. В 2010-2012 годах — вице-премьер. С 2012-го - народный депутат от Партии регионов
Геннадий Боголюбов
Политических взглядов публично не выражал
Андрей Веревский
В 2006-2012 годах — народный депутат от БЮТ. С 2012 года депутат от Партии регионов. Лишен мандата из-за занятия бизнесом в марте 2013-го