Непутевые расходы
При выполнении транспортной программы Москвы допущены нарушения на 600 млн рублей
Контрольно-счетная палата Москвы выявила почти 600 млн руб. "неправомерных и неэффективных" расходов, допущенных в рамках исполнения самой дорогой программы Москвы — по развитию столичного транспорта. Аудиторы обнаружили, в частности, что в городе построено меньше парковок, чем запланировано, эскалаторы в метро меняются реже, чем положено, а асфальт перекладывается зимой прямо во время снегопада. Депутаты Мосгордумы считают, что власти реализуют, по сути, не программу, а набор "мероприятий, которые никак между собой не синхронизированы".
Вчера контрольно-счетная палата (КСП) Москвы представила в Мосгордуме результаты проверки расходования бюджетных средств, выделенных в 2012 году на развитие столичного транспорта. В общей сложности аудиторы выявили "неправомерных расходов" на сумму 484,5 млн руб., "неэффективных расходов" — на 182,6 млн руб., а также "ущерб, подлежащий возмещению" в размере 49,1 млн руб.
КСП проверяла ход выполнения самой дорогой московской программы с бюджетом 2,5 трлн руб., утвержденной на срок с 2012 по 2016 год. В прошлом году на нее было выделено более 336 млрд руб. Напомним, что в программе закреплен весь комплекс мер борьбы с пробками: развитие общественного транспорта, строительство дорог, метро, транспортно-пересадочных узлов.
Внимание аудиторов привлек тот факт, что расходы бюджета Москвы на создание единого парковочного пространства были сокращены на 93,2% (на весь период 2012-2016 годов). Кроме того, на отдельных объектах выявлена "неправомерная оплата", а также "неправильное применение расценок". К примеру, при строительстве транспортно-пересадочного узла у ВДНХ власти "неправомерно" потратили 10,2 млн руб., а также закупили на 8 млн руб. оборудование (диспетчерский пункт, киоски по продаже билетов, пункты охраны), которое в итоге не используется. "Неэффективное использование" средств выявлено и во время проектирования, в частности 1,1 млн руб. потрачено на подготовку документации для организации выделенных полос, которые к вводу не планируются.
Не обошлось без нарушений и при строительстве метро. К примеру, разработчики транспортной программы не учли, что при прокладке Калининской линии от станции "Новогиреево" до "Новокосино" будущий перегонный тоннель пересекает нефтепровод Ярославль--Москва. Поскольку его необходимо перекладывать, общая стоимость строительных работ увеличилась на 346 млн руб. Кроме того, в 2012 году было запланировано заменить 26 эскалаторов в метро, а поменяли только 11.
Выездные проверки КСП показали, что при реконструкции остановок общественного транспорта и расширении проезжей части асфальт менялся в ноябре--декабре "при отрицательных температурах и при наличии снежного покрова с нарушением технологии строительства". Кроме того, из восьми транспортных тоннелей и сооружений отремонтировано только два, из 15 подземных пешеходов и мостов — пять.
В целом, как отметили в Счетной палате, отследить ход выполнения программы довольно трудно: департаменты-заказчики постоянно на свое усмотрение меняют целевые и финансовые показатели, четкой методики мониторинга выполнения программы не существует.
Отчет КСП слушали представители департаментов строительства, транспорта, капремонта, Москомархитектуры. Однако возражать аудиторам взялся лишь заместитель руководителя департамента транспорта Москвы Сергей Андрейкин: "Мы пытаемся менять программу, чтобы она соответствовала задачам, которые перед нами ставит мэр". Глава бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов возмутился сокращением бюджета на строительство парковочных мест: "Где жители хранить машины-то будут?" Господин Андрейкин заметил, что за строительство капитальных парковок департамент не отвечает, но подчеркнул, что "город отказался от финансирования в пользу плоскостных платных парковок". "Впечатление складывается удручающее,— подытожил член комиссии депутат Александр Крутов.— Такое ощущение, что либо обязательства были завышены, либо была небрежность при планировании". По его мнению, программы как таковой нет, а есть лишь "россыпь мероприятий, которые никак между собой не синхронизированы". В КСП вчера заявили, что результаты аудиторской проверки направлены мэру Москвы.