Наследство станет более семейным
Отказаться от него разрешат лишь в пользу ближайших родственников
Круг лиц, в пользу которых можно отказаться от наследства, может быть ограничен,— соответствующий законопроект "О внесении изменений в статью 1157 части третьей Гражданского кодекса РФ" разработан Минюстом. По требованию Конституционного суда ограничивается и уточняется возможность отказа от наследства или его части в пользу наследников дальних очередей — во избежание искажения воли покойного.
Документ, призванный внести изменения в порядок наследования в России, подготовлен Минюстом для выполнения постановления Конституционного суда от 23 декабря 2013 года, в котором было указано, что правовое регулирование направленного отказа от наследства необходимо конкретизировать. Ранее в суд на рассмотрение попала жалоба, автор которой указывал на неопределенность в законодательстве в статье 1157 Гражданского кодекса, в связи с чем суды разных инстанций вынесли различные решения о том, имеет ли он право на переданное ему отказом его матери от наследования имущество его умершего брата.
Рассматриваемые положения закона сейчас устанавливают, что наследник вправе отказаться от наследства в пользу только тех лиц, которые или входят в число наследников по завещанию, или являются наследниками по закону, призванными к наследованию. Ранее, согласно статье 1157 ГК, отказаться от наследования можно было в пользу наследников по закону любой очереди, а не только тех, кто призван к наследству в отсутствие завещания умершего. "В практике обычно в наследство вступают ближайшие родственники, но если предположить, что кто-то может отказаться в пользу, например, троюродного брата, из-за этого может возникнуть конфликт. Данные поправки направлены на более разумное распоряжение наследственным имуществом — должны распоряжаться не неожиданно возникшие, почти незнакомые люди, а более близкие",— отмечает Ольга Елагина, адвокат адвокатского бюро "Дмитрий Матвеев и партнеры".
Исходно советское наследственное право, которое является, по сути, основанием российских положений о наследовании, определяло с 1964 года только две очереди наследников по закону. В 2001 году порядок наследования был усложнен, были введены четыре очереди, а с 1 марта 2002 года — восемь очередей наследования. Конституционный суд четко определил мотивацию в определении к своему решению: с его точки зрения, ограничение возможности совершить направленный отказ (ГК разрешает отказаться от наследства и без указания того, в чью пользу производится такое действие) нужно для того, чтобы не допустить искажения воли умершего, в частности, запрещая отказываться от наследства в пользу третьих лиц, не являющихся наследниками. Свобода отказаться от своей доли наследства в советском праве появилась в 1966 году, в том числе допускался направленный отказ в пользу просто государства, любой конкретной госструктуры, кооператива или общественной организации. Сейчас же, по мнению КС, который реализует в законопроекте Минюст, институт наследования ориентирован в большей степени на "приращение имущества граждан" и поддержку предпринимательства.
Новая регламентация процедур наследования во многом, вероятно, следствие востребованности госрегулирования при передаче в наследство все более существенной собственности — хотя направленный отказ от наследства редок, а сознательное манипулирование этим правом в текущей версии статьи 1157 ГК рано или поздно генерировало бы скандалы вокруг наследства.