Рейсы обкатали до сокращения
Дотируемых маршрутов в города ПФО из Уфы стало вдвое меньше
Маршрутная сеть участников программы субсидируемых авиаперевозок в города Приволжского федерального округа из Уфы в этом году подверглась двойному сокращению. Снизилось и количество ее участников — из программы вышел «Ютэйр». Перевозчики, обкатывавшие маршруты в прошлом году, полагают, что рейсы «Ютэйра» стали рентабельными: цены на них, несмотря на отмену субсидий, пока остались на прежнем уровне. В столь же успешной «обкатке» других направлений эксперты не уверены.
Правительство Башкирии сохранит прошлогодний объем дотаций авиаперевозчикам, участвующим в программе субсидирования региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе. Он составит 30 млн руб. При этом количество направлений из Уфы, участвующих в программе, сократится вдвое — с 12 городов в прошлом году до шести в этом, следует из данных республиканского комитета по транспорту и дорожному хозяйству.
Как пояснили „Ъ“ в ведомстве, в маршрутной сети программы остались Киров, Пермь, Оренбург, Ульяновск, Чебоксары и Йошкар-Ола. Три направления, входившие прежде в программу, из нее исключили, так как они стали рентабельными (Нижний Новгород, Казань и Самара). На этих направлениях работала авиакомпания «Ютэйр». Пресс-секретарь авиакомпании «Татарстан» Гульназ Минниханова (перевозчик в прошлом году являлся генеральным оператором программы) подтвердила, что рейсы в эти города были «довольно успешными». По оценке собеседника в уфимской «дочке» «Ютэйра», загрузка направлений составляла 60–70%. Еще три города не были включены в программу, так как их посчитали бесперспективными: по итогам предыдущего этапа проекта спроса на рейсы в Пензу, Саранск и Саратов из Уфы не было.
Количество авиакомпаний, вовлеченных в программу, также сократилось — с трех до двух. От участия отказался «Ютэйр», которому после исключения из субсидируемой маршрутной сети Казани, Нижнего Новгорода и Самары предложили летать лишь в Пермь, трижды в неделю. По словам генерального директора ООО «ЮТэйр-экспресс» Дмитрия Торопова, такая частота рейсов для перевозчика была недостаточной. Рейсы, которые стали популярными, «Ютэйр» продолжает выполнять — они есть в расписании аэропорта Уфы. При этом стоимость авиабилетов на направлениях после отмены дотаций осталась прежней или возросла очень незначительно. Сохранит ли перевозчик эти тарифы в дальнейшем, в уфимском представительстве «Ютэйра» ответить не смогли.
Пилотная программа развития региональных авиаперевозок в ПФО стартовала 1 апреля прошлого года. Дотации перевозчикам на том этапе делили поровну федеральный и региональный бюджет. В этом году пропорция изменилась соответственно 60 на 40. С апреля по ноябрь прошлого года программой уфимских рейсов воспользовались 17 тыс. пассажиров, или 0,77% общего количества пассажиров, обслуженного аэропортом Уфы в 2013 году.
На оставшихся направлениях основным перевозчиком должна стать авиакомпания «Оренбуржье» (принадлежит ГУП «Международный аэропорт Оренбург»). В ее программе полетов ежедневные рейсы в Пермь (стоимость в один конец 3,2 тыс. руб.), трижды в неделю в Йошкар-Олу и Чебоксары (по 4,28 тыс. и 4,39 тыс. руб. соответственно), четыре раза в неделю в Оренбург (2,71 тыс. руб.). Тариф на рейсы, участвующие в программе, фиксированный.
Авиатакси «Декстер» (ЗАО «Авиа менеджмент груп») получило по три рейса в неделю в Киров (4,61 тыс. руб.) и Ульяновск (3,52 тыс. руб.). При этом генеральный директор «Авиа менеджмент груп» Эльбрус Саламов сомневается в том, что рейс в Ульяновск сохранится, так как пока у него «практически нулевая загрузка».
У третьего участника программы — «Ак Барс Аэро» пока в расписании аэропорта Уфы лишь рейс в Чебоксары. Перевозчик планирует выполнять его с февраля три раза в неделю, стоимость билета в один конец 4,39 тыс. руб.
Строить прогнозы о перспективах рентабельности рейсов, включенных в программу на этот год, в авиакомпаниях не стали. Эксперты от них пока также воздерживаются. Как отметил руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, «говорить о том, что это эффективное расходование бюджетных средств, не приходится, так как принципиальный вопрос в том, во сколько бюджету обходится каждый такой пассажир». Основным плюсом реализации программы эксперт назвал «ощутимый рост пассажиропотока региональных аэропортов», показатели роста он не уточнил.