Смысл прошел сквозь сеть
МЭРТ предлагает упростить механизм проведения госзакупок на электронных площадках
Правительство повторно предлагает отказаться от так и не реализованной процедуры проведения электронных реверсивных торгов. В Министерстве экономического развития и торговли предложили отменить обязательство госпредприятий закупать определенные товары, работы и услуги исключительно на онлайн-аукционах. Эксперты отмечают, что за год Кабмин так и не смог согласовать ни технические регламенты, ни порядок работы площадок, что сейчас делает невозможным их конкурсный отбор.
Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предложило в законе "О совершении госзакупок" изменить процедуру применения электронных реверсивных торгов. Еще летом 2012 года Верховная рада ввела в законодательство механизм госзакупки товаров, работ и услуг на электронных аукционах. С 1 января 2013 года онлайн-процедуру в обязательном режиме должны были применять госпредприятия-заказчики, покупающие товар из перечня, утвержденного Кабмином, если стоимость закупки товаров и услуг превышает 100 тыс. грн (в строительстве — 300 тыс. грн), работ — 1 млн грн. Правительство предлагало несколько вариантов списка, в который попадали товары от канцелярии до автомобилей. Однако в течение 2013 года чиновники так и не смогли определить его окончательную версию. Поэтому вчера МЭРТ предложило отменить обязывающую норму и дать предприятиям право выбора. Уполномоченный орган по контролю в сфере госзакупок (МЭРТ) отказывается от плановых и внеплановых проверок операторов электронных площадок. Сейчас он может применять штрафные санкции до 1 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (17 тыс. грн).
Документом предусмотрен новый механизм гарантирования сохранения средств участников электронных торгов. В объявлении о проведении закупки по электронной процедуре необходимо будет указывать не только размер обеспечения заявки, но и его вид (поручительство, гарантия, задаток, залог, депозит), а также условия предоставления обеспечения. Жалобы в Антимонопольный комитет предложено подавать не позже, чем через 10 дней (сейчас 14 дней) после того, как участник узнал о нарушении. Убирается норма о возможности подачи жалоб лишь теми, чьи права или законный интерес были нарушены. Директор департамента госзакупок и госзаказа МЭРТ Андрей Рубан от комментариев отказался. Подобный проект закона министерство обнародовало год назад. Однако за этот период ни закон, ни технические регламенты не были приняты. Это делает невозможным регистрацию заказчиков, проведение конкурсного отбора электронных площадок или их операторов. В 2013 году правительство смогло лишь определить, как вести их реестр.
"То, что ни заказчики, ни правительство не хотят этого делать, объяснимо. Такая процедура более прозрачна, а сейчас только постфактум можно увидеть кто, что, за какие деньги закупил, и сделать с этим уже ничего нельзя",— считает президент Ассоциации предпринимателей и промышленников--поставщиков товаров, работ и услуг для государственных нужд Владимир Доброскок. Он уверен, что права выбора процедуры быть не должно.
Эксперт по вопросам госзакупок проекта ЕС Александр Шатковский отмечает, что, в отличие от Украины, в Европе процедура электронного аукциона не описана как отдельный механизм. "Там это элемент, который можно использовать для проведения открытых торгов. От Португалии до Македонии и Казахстана, которые не являются членами ЕС, никаких перечней товаров нет",— говорит он. Господин Шатковский уверен, что изначально парламент принял "мертвую" норму, для реализации которой необходимо принятие 11 подзаконных актов. "Нужно было создавать условия для участников и заказчиков. Ведь, например, не у многих заказчиков есть электронная цифровая подпись",— отмечает он. Экс-чиновник МЭРТ Владислав Зубар полагает, что норма о праве выбора поможет разблокировать процесс проведения электронных аукционов. Кроме того, он включил бы в закон создание реестра недобросовестных участников. "Это ответственность поставщиков перед заказчиками. Если что-то по контракту не выполнил, то в следующий раз участия в госзакупках принимать не будешь. Но этот процесс должен быть прозрачным, а не таким, который действовал во времена Тендерной палаты",— резюмирует господин Зубар.