"Газпром" разменивает мелочь
Газпромбанк построит небольшой СПГ-завод на Балтике
Группа "Газпрома" готовит уже третий проект по сжижению газа на Балтике. Вслед за крупным "Балтийским СПГ" и малотоннажным проектом "Газпром Газэнергосети" об аналогичном проекте объявил и Газпромбанк. Банк намерен построить к середине 2017 года завод СПГ мощностью 300 тыс. т в год. Основными рынками сбыта должны стать Скандинавия и бункеровка судов.
Газпромбанк собирается построить на Балтике завод по производству малотоннажного СПГ, сообщила "Ъ" первый вице-президент банка Екатерина Трофимова. Мощность завода составит 300 тыс. т в год с возможностью расширения, инвестиции — $300 млн, запуск запланирован на второй квартал 2017 года. "Место постройки пока не выбрано, мы сейчас рассматриваем несколько возможных вариантов рядом с Санкт-Петербургом",— рассказала госпожа Трофимова. Основным исполнителем работ по проекту будет дочерняя структура Газпромбанка — ЗАО "Криогаз". Эта компания уже имеет опыт строительства заводов для малотоннажного СПГ, хотя и гораздо меньшего размера — на 10 тыс. т в год в Кингисеппе (введен в действие в 2008 году) и на 23 тыс. т в Калининградской области (введен в 2013 году, принадлежит входящему в "Газпром" ЗАО "Газ-Ойл"). Часть СПГ с калининградского завода уже поставляется в Польшу.
Малотоннажный СПГ применяется в случаях, когда невыгодно строить инфраструктуру для поставки потребителям традиционного газа. В отличие от продукции больших СПГ-заводов, малотоннажный СПГ, как правило, транспортируется на небольшие расстояния и затем не регазифицируется, а поставляется в жидком состоянии. Несколько крупных нефтегазовых компаний (например, Shell, ExxonMobil) декларировали интерес к этой технологии, в том числе для небольших удаленных месторождений, но в Европе пока производство малотоннажного СПГ незначительно — несколько тысяч тонн в год.
Основными потребителями СПГ с завода Газпромбанка должны стать промышленные предприятия Скандинавии, планируется также продажа СПГ для бункеровки судов на Балтике и поставки на внутренний рынок. Экспорт СПГ, который сейчас законодательно ограничен, будет вестись по агентскому соглашению с "Газпром экспортом". Переговоры с потенциальными зарубежными покупателями "находятся в очень продвинутой стадии", говорит Екатерина Трофимова. Поставки предполагается производить танкерами грузоподъемностью 20 тыс. кубометров на терминалы в Финляндии и Швеции по десятилетним контрактам, ценообразование основано на формуле с учетом цен на пропан-бутан и дизтопливо. "Долгосрочные контракты позволят потребителям покрыть затраты на перевод мощностей на использование СПГ. Нам важно завоевать доверие на рынке, который только формируется",— считает Екатерина Трофимова.
Другая компания из группы "Газпрома", "Газпром газэнергосеть", рассматривает аналогичный проект чуть меньшей мощности (200 тыс. т в год). В "Газэнергосети" "Ъ" подтвердили, что проект по-прежнему находится на стадии утверждения ТЭО в большом "Газпроме". Представитель Газпромбанка, в свою очередь, подчеркнул, что его проект реализуется в полной координации с "Газпромом" в части ценообразования и географии поставок на европейские рынки. Напомним, сам "Газпром" собирается построить на Балтике крупнотоннажное производство СПГ мощностью 10 млн т в год, целевыми рынками для которого будут Южная Европа и Латинская Америка.
В Европе есть еще "белые пятна", не охваченные газоснабжением, говорит Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research. "Одно из крупнейших таких пятен как раз Швеция, где, по сути, нет газотранспортной системы, поэтому там рынок проще развивать на основе СПГ",— считает господин Нестеров. По его мнению, для скандинавских стран будет иметь значение и то, что СПГ в качестве топлива гораздо экологичнее, чем нефтепродукты.