"Аэрофлот" скорректировал курс
Компания снизила тарифы из-за девальвации рубля
После резкого роста курса валют по отношению к рублю "Аэрофлот" решил снизить на 5% свои номинированные в евро тарифы, действующие на международных рейсах. Скидка затронет только сам тариф, размер сборов не изменится. Конкуренты "Аэрофлота" называют акцию "обычной распродажей в низкий сезон" и брать с него пример не готовы.
"Аэрофлот" снизил на 5% тарифы, номинированные в евро, на международные рейсы из России. Эту меру в компании объяснили "существенным падением курса российского рубля". С начала года курс евро к рублю вырос на 4,8%, а доллара — на 7%. По данным Aviasales, только за последнюю неделю января рост курсов повысил стоимость билетов на 2%. В "Аэрофлоте" говорят, что "снижение произведено бессрочно", но не распространяется на сборы. Дальнейшая динамика будут зависеть от конъюнктуры рынка. Стоимость билета в Россию из-за границы не изменилась, эти тарифы, как правило, номинируются в местных валютах.
Глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что "Аэрофлот" фактически зафиксировал цены на уровне до падения курса рубля в январе. В авиакомпании подчеркнули, что практика публикации международных тарифов в евро "порождает неудобства для потребителей", поскольку стоимость перевозки оказывается в прямой зависимости от курса валют. Сейчас в России все международные тарифы публикуются в евро. Перевод тарифа в рубли идет по специальному курсу, который меняется еженедельно. В "Аэрофлоте" заявили, что компания уже трижды предлагала перевести тарифы в рубли, в том числе обращалась в Минтранс и выносила свое предложение на тарифный комитет Международной ассоциации гражданской авиации (IATA). Но положительное решение блокировали зарубежные и отечественные авиакомпании.
Источник в отрасли пояснил "Ъ", что система управления финансами "Аэрофлота" не поддерживает работу в трех мультивалютных системах, с чем и связано стремление перевести все расчеты в рубли. Другой собеседник "Ъ" в одной из крупных авиакомпаний пояснил, что перевозчики рассчитываются в валюте за лизинг самолетов, ремонт двигателей, расходы в иностранных аэропортах, но выручка при этом в основном поступает в рублях. В нынешней экономической ситуации полный перевод расчетов в рубли чреват серьезными курсовыми рисками и убытками. Поэтому другие крупные перевозчики к девальвации рубля отнеслись спокойнее. В "Трансаэро" заявили, что не собираются следовать примеру "Аэрофлота": "Данное снижение можно рассматривать как обычную распродажу в низкий сезон, которую проводит перевозчик, получающий огромные суммы в валюте в качестве роялти от зарубежных авиакомпаний". В "Сибири" "внимательно следят за ситуацией". Курс доллара и евро уже немного снизился по отношению к рублю, и если в ближайшие дни курс евро не стабилизируется, возможно, "Сибирь" примет решение о снижении тарифов на основных международных направлениях. В "ЮТэйр" не планируют менять тарифы, у нее немного международных рейсов.
По мнению независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, снижая стоимость перевозки в валюте, компания пытается компенсировать сокращение спроса в ответ на начавшееся еще в мае 2013 года увеличение цен на билеты. Сейчас, поясняет он, подавляющая часть новых пассажиров летает за собственный счет (как правило, на отдых) и чутко реагирует на изменение цен.